Сегодня:

Новочеркасский суд обязал жительницу общежития бывшей фабрики «Фея» Ирину Хаишбашьян заплатить 49 тысяч рублей за проживание в довольно сомнительных с точки зрения комфорта условиях. общагаАлександра Томазова, собственник общежития бывшей фабрики «Фея» с  «приватизированными» в нем в 2009 году людьми, подала иск против семьи, которая, по ее мнению, задолжала за проживание. Судья В.Б.Кабелькова  сочла эти требования обоснованными, обязав проживающую в общежитии на 12 кв. метрах женщину с ребенком заплатить владельцу указанную сумму. Таким решением Новочеркасского суда Ирина Хаишбашьян осталась недовольна и намерена подать апелляционную жалобу в областной суд. По ее мнению, при рассмотрении дела не были приняты во внимание доводы, что она является нанимателем помещения, а не арендатором, имеет на руках договор бессрочного пользования площадью, живет там 10 лет и имеет постоянную прописку.

— Сумма, которую обязали заплатить, ничем не подкреплена. Никаких подтверждающих оплату за проживание документов никогда не выдавалось, впрочем, как и расчетов, обосновывающих сумму требований, — пояснила  адвокат семьи Вера Шевченко.

Похожая ситуация складывается  с другими 7 семьям, проживающими в общежитии. Эти жильцы не являются в чистом виде арендаторами жилплощади. Выселить их невозможно, так как они имеют прописку, а заключить взаимовыгодный договор – не получается. В документе есть требования, которые не устраивают жильцов. Например, о том, что проживание других членов семьи возможно только с согласия собственника здания. «Приватизированные» люди удивляются, куда девать детей в этом случае или потенциальных супругов (в случае их появления), и как вообще это можно соотнести с правами человека и российским законодательством. Понуждение к заключению договора, с которым также обратился собственник здания в суд, не состоялось. Эту часть требований истец сам снял в процессе судебного заседания. Договор ведь, понятно, возникает, когда люди договариваются о чем-то. По-хорошему уже и не получилось, а по-плохому – это всегда плохо, причем, обеим сторонам.

Судя по всему, сломав сопротивление наиболее строптивой жительницы общежития, владелец здания, имеющий хороших адвокатов, додавит ситуацию, и постепенно избавится от женщин с детьми, мешающих ему получать свой доход с собственности. Однако, побочных вопросов вокруг истории возникает все больше и больше. Например, почему владельцы «доходного дома» столь вольно себя чувствуют, имея неучтенные доходы со сдачи площадей, не выдавая никаких платежных документов, не проводя деньги по счету, а, вероятно, и не уплачивая налоги. Мятежные жильцы предлагали платить за услуги по проживанию на расчетный счет, ведь тогда можно будет доказать кто и сколько заплатил, но собственника такая степень прозрачности операций не устроила. Видимо, выгоднее судиться и получать свои деньги таким образом, тем более, что все суды против «приватизированных» жильцов ему удается выигрывать.

Возникшая «патовая», на языке шахматистов, ситуация —  не случайна. Общежитие бывшей фабрики «Фея» было продано вместе с людьми, с которыми прежних собственников связывали обязательства. Собственники сменились, а  «уши» и «хвосты» остались, то и дело высовываясь в различных ситуациях, как, например, в связи с оплатой за проживание.

Все попытки жильцов отстоять свои права не достигли цели,  несмотря на обращения в самые высокие инстанции, вплоть до Президента РФ.  На местном уровне защитить интересы нескольких семей в судебном порядке пыталась в 2010 году администрация города. Новочеркасский суд ей отказал в попытке признания права муниципальной собственности на общежитие. Но, и в этом действии администрации города не очень прослеживается линия отстаивания интересов пострадавших семей, а видно скорее желание получить с помощью конфликтной ситуации собственность. Все ли варианты помощи «приватизированным» жильцам рассмотрены местными органами власти? Были ли выявлены нарушения в действиях собственника общежития по содержанию жилья и уплате соответствующих налогов? В ситуацию намерена вмешаться Комиссия по защите прав граждан Общественной палаты города Новочеркасска, чтобы получить ответы на эти вопросы.

 Ирина Мардарь