Сегодня: 24 января 0390, Среда

Как справиться с ростом тарифов ЖКХ?

Все последние годы в нашей стране продолжается непрерывный рост тарифов ЖКХ. Этот рост по своим темпам значительно опережает рост доходов населения. Но самое неприятное даже не в том, что тарифы растут, а в том, что они зачастую растут самым загадочным образом. Предполагается, что тариф должен быть экономически обоснованным, но те же управляющие компании за наши с вами деньги могут предусмотреть не починку ветхих кровель и дряхлых труб в домах, а, к примеру, евроремонт собственного офиса по классу «люкс» с установкой бронированных дверей в приемной директора и служебный «БМВ» последней модели для удобства его передвижения. В конце концов, экономически обосновать можно все, что угодно.

Нужен аудит!
Больше всего на неумолимое возрастание тарифов ЖКХ влияют растущие цены на газ и электроэнергию. Любое повышение цен на газ приводит к еще большему росту стоимости электричества, тепла и горячего водоснабжения. Даже если государственное регулирование в ближайшие годы сдержит рост тарифов на газ для населения на уровне 15-процентной планки, это в любом случае приведет к суммарному увеличению коммунальных платежей как минимум на 20 процентов. При этом можно ожидать неизбежное снижение качества предоставляемых услуг ЖКХ, поскольку коммунальная инфраструктура во всех без исключения городах и поселках сильно изношена, а частные инвестиции в сектор ЖКХ приходить не спешат. Также происходит нарастающий рост неплатежей за ЖКУ, с которым предприятия коммунального сектора предпочитают справляться путем перекладывания долгов конкретных неплательщиков на плечи всех остальных жильцов.
В настоящее время Федеральный стандарт максимально допустимой доли платежей за жилье в собственных доходах населения установлен на уровне 22%, что в 2-3 раза превышает размер этой доли в большинстве экономически развитых стран, а региональный стандарт Ростовской области составляет 15%. Но насколько выдерживаются эти ограничения в действительности? Еще в декабре 2010 года, по итогам целого ряда встреч представителей власти и правоохранительных органов с жителями, губернатор Ростовской области Василий Голубев принял решение провести в регионе аудит платежей за жилищно-коммунальные услуги, поскольку именно по этой проблеме количество жалоб было наибольшим. «Среди вопросов, которые требуют доскональной проверки, – отметил губернатор, – несомненно, присутствуют вопросы тарифов и правильности их применения. Мы хотим конкретно разобраться с этой проблемой и понять, почему жилищно-коммунальное хозяйство, по мнению многих людей, стало «черной дырой», куда бесследно уходят огромные деньги без заметного повышения качества услуг». Для этого распоряжением губернатора с 18 января 2011 года были созданы две комиссии, возглавляемые вице-губернатором области Сергеем Горбанем и первым заместителем губернатора Александром Носковым. Одна комиссия занялась проверкой обоснованности тарифов, исполнения инвестиционных программ ресурсоснабжающими организациями области в 2010 году и экономической обоснованностью расходов, заявленных организациями для включения в тарифы на 2011 год. Вторая комиссия проводила аудит платежей населения за ЖКУ, то есть проверяла соответствие показаний в квитанциях населения счетам ресурсоснабжающих организаций и т.д. Также губернатор распорядился проанализировать сроки выплаты компенсаций за жилищно-коммунальные услуги льготным категориям граждан. Не все льготники получают компенсации до 10 числа месяца, когда необходимо оплачивать услуги ЖКХ. Даже по промежуточным результатам работы обеих комиссий выявлено немало нарушений. Помимо постоянно растущих тарифов их еще зачастую и неправильно начисляют. Разумеется, ошибки возможны в любом деле. Но подавляющее большинство «ошибок» коммунальщиков почему-то направлены не в пользу плательщиков.
«Главное, – как подчеркнул министр жилищно-коммунального хозяйства РО Сергей Сидаш, – добиться того, чтобы собственники квартир четко знали, на что тратятся их деньги, куда идут отчисления. Также следует навести порядок и с электроснабжением. Небрежность в начислении платы за услуги по электропотреблению при расчетах недопустима».

Как реализовать право на жилье?
В условиях постоянного роста тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг наиболее актуальной мерой социальной поддержки и гарантией доступности величины платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги являются жилищные субсидии. В Ростовской области назначение субсидий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Право на субсидии имеют:
– пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
– наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
– члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
– собственники жилого помещения.
Субсидии предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Субсидия назначается семьям, расходы которых на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают максимально допустимую долю собственных расходов граждан на эти цели – 15% совокупного дохода семьи (федеральный стандарт – 22 %).
15-процентный порог по затратам на коммунальные платежи в совокупном доходе семьи в 2011 году сохраняется. Поэтому все, у кого имеется это превышение, вправе обратиться за получением субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг в органы социальной защиты населения по месту жительства с заявлением и документами, подтверждающими состав семьи заявителя, основание пользования жилым помещением, гражданство Российской Федерации, доходы всех членов семьи от трудовой, индивидуальной предпринимательской и иной деятельности в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением субсидии, документами, содержащими сведения о платежах за жилищно-коммунальные услуги.
В 2010 году субсидию получили 150,9 тыс. семей (9,9%). Средний размер субсидий на семью в месяц составил 1240,4 руб. Расходы областного бюджета в 2011 году на эти цели запланированы в объеме 2564,3 млн. руб., что на 523 млн. руб. больше, чем направлено в 2010 году (2041,3 млн.руб.). В области получателями мер социальной поддержки, социальных пособий и выплат по областным и федеральным полномочиям являются 929,9 тыс. человек.
886,1 тыс. человек получают компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ). Размеры ЕДВ рассчитываются органами социальной защиты населения по установленным Администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения. На сегодняшний день средний размер ЕДВ составляет: ветеранам труда – 666 руб., реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий – 500 руб., инвалидам – 645 руб., ветеранам Великой Отечественной войны – 921 руб. Выплаты производятся своевременно и в полном объеме.
С 2010 года гражданам, проживающим в муниципальных образованиях Ростовской области, в которых тарифы для населения за услуги по холодному водоснабжению и водоотведению установлены выше критериев доступности, предусмотрена адресная социальная выплата в связи с ростом тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение.
В 2010 году на предоставление адресной социальной выплаты из областного бюджета направлено 34,7 млн. руб., выплата предоставлялась в 20 территориях области. В 2011 году эта выплата предусмотрена еще в 6 муниципальных районах. В областном бюджете на эти цели предусмотрено 136,4 млн. руб.
Одним из приоритетных направлений социальной политики в области является поддержка семей с детьми. Так, в 2010 году ежемесячными денежными выплатами по оплате коммунальных услуг воспользовались 59516 человек из многодетных семей на общую сумму 157,1 млн. руб. В 2011 на эти цели запланировано 187,0 млн. руб. Для получения мер социальной поддержки граждане обращаются в территориальные органы социальной защиты населения по месту жительства, либо в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в социальной сфере.
Что касается Новочеркасска, то, по информации Управления труда и социального развития администрации города, жилищными субсидиями в июне текущего года воспользовались 7429 человек. Цифра эта стала «пиковой» в связи с проведением в это время значительного числа доплат. Среднее количество получателей жилищной субсидии в последние годы в городе остается примерно на одном и том же уровне 6900-7100 человек. В июле льготные категории граждан получат ежемесячные денежные выплаты на оплату ЖКУ, пересчитанные по новым региональным стандартам стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Можно утверждать, что жилищная субсидия в настоящее время является весьма эффективным механизмом компенсации малоимущим семьям непрекращающегося роста тарифов ЖКХ. В результате ее получения некоторым семьям с малым доходом полностью, на все 100%, возвращаются фактически оплаченные ими за «коммуналку» расходы. Но для более гибкой работы была бы крайне уместной возможность оперативно обмениваться базами данных с Единым государственным расчетным центром, чтобы расходы получателям субсидий возмещались сразу же после оплаты, а не спустя какое-то время. К сожалению, в Новочеркасске действуют частные расчетные центры, работа которых полностью непрозрачна. Лишь совсем недавно, с 1 мая в Новочеркасске начало работу ГУП РО «Информационно-вычислительный центр ЖКХ», с которым в городе связывают надежды на исправление ситуации.
row['name']