Точка зрения
Уличная торговля. Во благо? Или во вред? Кто получает больше дивидендов? В самом названии «уличная торговля» усматривается какая-то неточность, некорректность. «Уличная девка», «уличная красотка» — куда ни шло, но уличная торговля – это уже слишком. В этом случае необходимо называть «проспектная торговля», «площадная торговля» и т.д. В исторически сложившихся условиях стихийной рыночной экономики в России, на мой взгляд, это специфическая форма сервиса, максимально приближающая товар к покупателю. Больше того – это один из способов выживания населения, вызванный «гайдаро-чубайсовскими» либеральными реформами.
Почему же власть ненавидит и постоянно преследует этот вид деятельности микро-предпринимателей? Я вспоминаю, как экс-мэр А.Волков пригнал целую «дивизию» техники на уничтожение следов уличной торговли по ул. Просвещения. Можно подумать, что здесь незаконной деятельностью занимались инопланетяне, а не граждане, которые голосовали за него в период выборов. Кстати, у этих людей имелись все необходимые для торговли документы.
Прислужники мэра как только не обзывали этот островок городской торговли: «Шанхай», «цыганский табор» и по-другому… Короче, оскорблений было предостаточно. И все это в адрес далеко не богатых людей, скорее всего – бедных, честно зарабатывающих себе на жизнь людей. По-видимому, со стороны властей это одна из форм искренней заботы о простом человеке.
Почему я считаю, что данным видом деятельности не только можно заниматься, но и нужно. Аргументы противников вышеупомянутого, в основном, следующие: город имеет крупные рынки и по нынешним гостам этого вполне достаточно; на этих рынках цена товаров несколько ниже, чем в условиях городской «уличной торговли»; торговля ведется более цивилизованно; уличные предприниматели мешают горожанам свободно передвигаться; … и нарушают санитарно-гигиенические требования. На мой взгляд, это далеко не так. Во-первых: только идиот может оспаривать аргумент, что чем ближе товар к покупателю, тем комфортнее покупателю, т.е. товар находится в шаговой доступности. Поэтому гораздо лучше было бы иметь мини-рынки на каждом квартале, а в идеале или близко к нему – в каждом большом доме или дворе. Относительно цен товара, так это вдвойне лукавство или некомпетентность: переплатив здесь копейки, человек выигрывает время и экономит на проезде в оба конца, не говоря уже о том, что это очень удобно для пожилых людей. В-третьих, аргументы, типа товар продается в антисанитарных условиях, с земли, так это только абсолютный невежда может не понимать, что зелень, цитрусовые, любые овощи и фрукты, прежде чем отправить себе в рот, необходимо очистить и тщательно вымыть; пакетированный товар, как правило, не боится пыли. Что касается того, что мини-предприниматели создают неудобства для горожан, так это бред «сивой кобылы». Уверен, что если бы торговали даже на ул. Московской с плотностью пятьдесят метров друг от друга по обе стороны улицы под красочными зонтами и прилавками – город не только не стал бы страшным и убогим, а наоборот — живым, более дружелюбным (да, пусть торгуют люди любой национальности), красочным (кстати, в этом случае цены резко бы снизились).
По законодательству 90-х годов, по-моему, оно справедливо и по сегодняшний день, торговля запрещена на ПРОЕЗЖЕЙ части дорог. Заставлять всех предпринимателей торговать в рынках это не только не корректно, но и не гуманно. Не гуманно, прежде всего, потому что государство на сегодняшний день не гарантирует людям абсолютной защиты в местах массового скопления. Поэтому, пока существует угроза террористических актов, именно городская уличная торговля – это один из эффективных способов защиты людей от любого рода покушений на человеческую жизнь.
В 90-е годы ведь никто не преследовал такой вид деятельности. Почему? По-видимому, в этот период еще не сформировалась торговая элита и многие из теперешних владельцев магазинов и супермаркетов занимались таким же мелким бизнесом. В условиях, когда стали появляться стационарные торговые места, крупные магазины и супермаркеты, мелкий бизнес стал для этих людей помехой. Уличная торговля реально отбирала часть прибыли у стационарных магазинов. Именно это обстоятельство является основной причиной преследования мини-предпринимателей.
Побойтесь Бога, господа! Вы стали завидовать людям, которые в любое время года и в любую погоду находятся в невыносимо тяжелых условиях, зарабатывая себе на жизнь, а возможно и для того, чтобы в недалеком будущем приобрести для своей семьи стационарную торговую точку. Жадность и зависть – ваши пороки. Если вы считаете за благо торговать на открытом воздухе, выбирайтесь из своих супермаркетов и становитесь рядом. А если этого делать не хочется, так предоставьте людям хоть какой-то выбор. На самом деле вы оказываетесь трусишками, боящимися честной конкуренции. Ведь все доводится властью до абсурда. Какой же это предприниматель, если ему диктуют свои условия где, когда и чем торговать. Неужели человек, торгующий с земли (и ничего не просящий у власти), является «преступником» — героем протоколов об административных правонарушениях. Неужели для вас лучше, чтобы этот человек копался в мусорных баках, превращаясь в источник всякого рода заболеваний?
«Свобода лучше, чем несвобода» — об этом говорит наш президент. Раз это действительно так на ДЕЛЕ, а не на словах, то целесообразно было бы накануне очень серьезных выборов на ДЕЛЕ показать политику города в лице коммуниста мэра А. Кондратенко. То есть проверить, ведут ли коммунисты политику в интересах большинства или нет.