Сегодня:

Бизнесу не верят нигде. Поэтому серьезный бизнес все чаще старается показать свое «человеческое лицо» — понятие «репутация» становится таким же весомым, как «прибыль» и «эффективность производства»… Но это относится к серьезному бизнесу.
К какому бизнесу относится управление многоквартирными домами? Во всяком случае, к привлекательному, если такие бои разворачиваются на нашем городском коммунальном поле. Компании бьются за каждый дом, за каждого жильца. А бедные жильцы, обманутые уже не первый раз, воспринимают себя крепостными крестьянами, и их волнует лишь, добрый ли барин возьмет их по тому или иному решению суда. Добрый может и что-либо по дому сделать за собранные с жильцов деньги, добрый может собранные деньги за тепло и водоснабжение передать по назначению, а злой – он деньги-то соберет и оставит себе. Но он злой, с ним шутки плохи, он может рассердиться и ничегошеньки за ваши денежки по дому-то не делать.
Как первоначально проходил выбор управляющих компаний? Не будем лукавить, мы здесь все свои, поэтому можно прямо сказать – никак. К большому сожалению, большинство жителей практически никак не участвовали в процессе выбора управляющей компании. Жилые дома безынициативных жильцов перешли в управление компаниям, организованным из бывших ЖКО, оставивших прежнее лицо и намерения и поменявших лишь хозяина. Компании стали частными, а управление домами перешло в управление деньгами жильцов частным лицом.
Год назад недовольные жильцы увидели на коммунальном горизонте новую компанию. К слову, ее руководитель, заливаясь соловьем, рассказал о том, что должны иметь жильцы за свои деньги. И говорил он то, что и должно быть по закону, поэтому ему и поверили. Люди иногда верят в добро и законность действий. Немного настораживало лишь то, что новая компания опиралась не на свои силы, а на административный ресурс, и не стесняясь это говорила. Но уж очень хотелось жильцам идти в светлое капиталистическое завтра, где за твои деньги тебе оказывают услуги, а не обязательно их полностью присваивают.
Случилось. Жильцы некоторых домов провели собрание и вынесли решение о смене УК. Но не так-то просто вырваться из цепких лап бывших «управленцев», теперь жильцам этих домов приходят по две квитанции на оплату коммунальных услуг. Бунтовали – платите дважды! И деньги жильцов собирают теперь две компании, именно собирают, забывая, что за тепло и водоснабжение они должны просто передать полученные финансовые средства тем, кто оказал эту услугу. Но, согласитесь, расставаться с деньгами, тем более собранными добровольно жильцами домов – рука из кармана не поднимается. Ни одна управляющая компания не хочет терять переданные ей в управление многоквартирные дома. Ведь именно в этой сфере гарантировано ежемесячное поступление живых денег. Порой рыночная конкуренция между субъектами коммунального бизнеса доходит до абсурда, превращаясь в борьбу компроматов. В ход идут все наработанные политическими выборами приемы черного «пиара» — обличающие публикации, листовки.
По своему юридическому статусу все УК — это общества с ограниченной ответственностью, большая часть которых имеет 10 тысяч уставного капитала. Представьте, если компания обанкротилась, дом остался без бюджета, что будут делать люди? Суды с УК — это не панацея. Вступая в судебную тяжбу, компания тратит деньги собственников. На самом деле владельцы квартир, как хозяева положения, должны контролировать расход средств. Договор на обслуживание с УК никаких рычагов воздействия на нее не дает: например, жители даже не имеют права отслеживать оплату управленцами поставок тепла, а если не оплатили счет, вина уже ваша и претензии к вам, к жильцу.
Взывать к совести УК, говорить, что как и честь, репутацию нужно создавать и хранить – по меньшей мере наивно. Как показывает практика, деньги, в большинстве своем, ценятся больше репутации.
Поэтому столь трудно попасть на этот поделенный на бизнес-сегменты коммунальный рынок новой управляющей компании. Даже если она и решила таки управлять домом, ей вряд ли поверят так много видевшие жильцы.
Какой из этого выход? Пока выбирается один: кормить дракона – ту компанию, которая на сегодня собирает с жильцов коммунальную дань, и ждать странствующего рыцаря Ланцелота, который сумеет убить его, тем самым убив и укоренившееся мнение, что нужно отдавать деньги, не требуя за них отчета.
row['name']