Сегодня:

Книга Знаний или книга пустоты – наклейку с такими словами раздали 21-го апреля перед началом учебы Актива каждому из зарегистрировавшихся ребят. Им рассказали легенду о том, что Книга Знаний для человека — чистый лист, который заполнить можешь только сам. Так началась первая в своем роде учеба Актива по профилю «Школа Вожатского Мастерства».
Курировала мероприятие еще совсем недавно «парусенок», теперь уже студентка ЮРГТУ Вика Маминова. Она же руководитель Новочеркасского Вожатского Отряда «Джамбо», куратор детской службы примирения, Председатель Совета Ученического Самоуправления Центра эстетического воспитания – ей по своему профилю все интересно.
Не по щучьему веленью открылась Вожатская школа. Ребята из детско-молодежного объединения «Алый парус», перед тем как стать учителями, сами прошли учебу и занимались практикой. Нынешний активный отряд «Джамбо» зародился в 2010-ом после вступления ребят в Ростовский союз молодежи.
— Став специалистами, они сами способны подготовить вожатых для летних площадок, — рассказывает Вика. Весь май и июнь новичков ждет практика. Можно будет так же, как наставники, заниматься с детьми во дворах ТСЖ. Или работать вожатыми в школе. Это востребовано.
В начале деятельности «Алого паруса» после исчезновения пионерских организаций, мы начинали с переосмысления опыта. Тогда был более общий курс. Постепенно, выявляя потребности, мы оставляли за собой подходящие нам направления деятельности.
Отдельно вожатых мы готовим впервые, и если на прошлые учебы набирали детей по приказам, теперь ребята идут по приглашениям, то есть по собственному желанию.
Собралось около 50 человек — это не много, но зато они знают куда пришли и чего хотят. Все, от 7-го класса и до студентов колледжей, хорошо уживаются друг с другом. Не только веселятся, но и серьезно работают. А еще романтикой и профессионализмом начинающие вожатые освещают свой путь.
Мы снова объединяемся вместе с другими, только уже на новых условиях. Мы идем путем соединения усилий и взаимного обмена, — объясняет С.А. Велигура, руководитель «Алого паруса», объединения, «запустившего» данное мероприятие.
На мой взгляд, идея подготовить вожатых удачна: хороша и сама задумка, и методы ее исполнения.
Все 3 дня занятия в вожатской школе начинались с линейки, а после теория и практика, мастер-классы и упражнения, игры и огоньки.
Уже в первый день встречи состоялась общая серьезная дискуссия, к обсуждению представили отрывки фильма «Каникулы строго режима». Вожатые подготовили вопросы для дискуссии. Участники еще не знали, о чем конкретно будут говорить. А кое-кто и фильм не видел. Вика Маминова предложила вместе поискать в этой небессмысленной комедии универсальный рецепт воспитания:
— Кричать на детей – это нормально? Какие ошибки и какие находки вы увидели в отрывке?
Ответы буквально посыпались:
— Без практики и опыта всякое бывает.
— Нет у вожатых авторитета, что же делать?
— Лучше завлечь, чтобы появился азарт.
— Когда не знаешь, что такое орущая кучка детей, можно и растеряться.
— На детей кричать нельзя, но бывает, что без криков не обойтись.
А Вика подлила масла в огонь:
— Можно ли пугать детей? Можно ли рассказывать сказки и немного приврать?
— Иногда даже обязательно.
— Главное, найти общий язык.
— Да, на маленьких можно.
— Можно привести статистику.
— Все-таки нужно попробовать объяснить.
— Иногда нужно наказать или пригрозить.
Ведущая высказала свое мнение:
— Можно, если это во благо ребенку. Только, если выстроили легенду, не забывайте ее и помните: что сделаете вы, то повторят дети. — Потом она задала следующий вопрос:
— Как же нужно общаться с детьми?
— Вожатый должен иметь опыт и позитивное мышление.
— Должен уметь организовать, повести за собой.
— Можно не быть профессионалом, но воспитателем быть все равно хорошим.
— Нужно найти подход к каждому. Проявить находчивость. Говорить на одном языке.
— Объяснить, что им друг.
— Оскорблять нельзя. Нужно следить за голосом.
— Дети могут обидеться и отомстить. И будут правы.
— Нужно помнить, что вожатый пример.
— Хвалить нужно по делу.
— Нужно быть жизнерадостным и держать свои проблемы внутри.
— Есть правило, которое здесь очень подойдет: относитесь к другому так, как хотите, чтобы относились к тебе.
Вика подсказывает:
— Ищите способы договариваться и взаимодействовать как с младшими (детьми), так и со старшими (воспитателями).
И тут же провоцирует:
— Любовь в лагере… Ваше мнение на этот счет?
— Нельзя, чтобы дети сильно друг к другу привязывались.
— Как раз наоборот. Просто нужно объяснить, что это лишь привязанность.
В финале дискуссии ведущая интересуется:
— Очень хочется узнать ваше мнение. Меняются ли вожатые вместе с детьми?
— Да. Не только вожатые воспитывают детей, но и дети воспитывают вожатых!

«ДЖАМБО»! Пройти дорогой достижений, жизнелюбия, активности, мудрости, бесконечности, ответственности – по буквам названия отряда пожелали новичкам состоявшие вожатые. Мне показалось, ребята уже нащупали путь и шагают в верном направлении.