Сегодня: 20 апреля 7566, Среда

Выставки

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. О ней уже написаны горы книг, снято тысячи километров кинопленки, поставлено неисчислимое количество театральных спектаклей, создано много музейных выставок. Кажется, все сказано и пересказано: и о событиях, потрясших мир, и о людях, которые вынесли на своих плечах невероятную тяжесть пережитого. И всё-таки, все-таки! Молодёжь, вступающая в жизнь во второе десятилетние двадцать первого века, часто с трудом представляет себе, какой ценой победили в этой жестокой войне и что были за люди? И, наверное, поэтому, мы, как только приближается очередная юбилейная дата, вновь с необъяснимым трепетом возвращаемся к военной теме.
В Новочеркасском музее истории донского казачества 27 апреля открылась выставка «Привет с фронта», посвященная семидесятилетию со дня начала Великой Отечественной войны. Данная выставка отличается от предыдущих тем, что она касается малоизвестных страниц истории войны. Здесь нет рассказа о ходе войны, нет карт, схем боев; во главу угла поставлены вечные человеческие ценности: любовь, верность, преданность. В наш стремительный век, когда мы стали меньше общаться друг с другом, людей интересует, прежде всего, человек на фоне истории, о чем он думал, мечтал, переживал. Основой выставки стала личная переписка времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В музее собрана хорошая коллекция предметов военного времени: письма, фотографии, личные и памятные вещи, награды и многое другое.
Лейтмотивом выставки стала популярная песня времен Великой Отечественной войны «В землянке»:
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза…
Эта песня не оставляет никого равнодушными, и мы считаем ее народной, потому что она близка и дорога нам всем. И мало кто знает, что это письмо любимой женщине с фронта. Поэт–фронтовик Алексей Сурков посвятил стихи самому близкому человеку – жене:
Ты сейчас далеко, далеко.
Между нами снега и снега…
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
В 1942 году композитор Константин Листов написал на эти стихи музыку. Так началась жизнь замечательной военной песни.
На выставке ее автор постарался воссоздать эпоху военных лет. Экспозиция располагается в небольшом полукруглом уютном зале на втором этаже музея. Слева посетитель видит макет фронтовой землянки, где в редкие минуты затишья боец мог немного передохнуть, прочитать письмо из дома или написать короткую весточку домой.
В противоположном углу — уголок далекого родного дома, где женщины ждали, верили, молились о своих родных. На столе при тусклом свете керосиновой лампы лежит недописанное письмо, на патефоне — пластинка с песнями Клавдии Шульженко. Модельные туфельки задвинуты подальше: когда хозяйка их наденет вновь — ещё неизвестно.
Землянку и дом связывают письма, которые занимают центральное место на выставке.
Автор выставки постарался охватить все стороны человеческих отношений: переписка матери и сына, мужа и жены, отца и сына.
Очень трогательные письма семьи Исуповых, особенно сына Долика. Он детским почерком пишет отцу на фронт: «Здравствуй папа! … я сегодня получил по письму отлично, по арифметике посредственно. Папа, я буду стараться учиться отлично».
Рядом письмо Дарьи Ивановны Горбачевой сыну Лене, датированное 8 декабря 1943 года (здесь и дальше орфографию и пунктуацию сохраняем: «Здравствуй, дорогой сын Леня! Я твое письмо получила которое ты послал в день 26-го октября получила 3 ноября и очень рада, а от Пети не получала не одного, как переехали в Новочеркасск 20 октября, и очень скучала я об вас и вижу во сне вас дорогие сыны. Много матерей нас ждут домой сынов с победой. Шлем мы всё семейством тебе привет и желаем здоровья тебе. Ждем письма… Твоя мама Дарья Ивановна Горбачева. Целую тебя родной и желаю быть живому». А рядом извещение, в котором говорится, что её сын 31 декабря пропал без вести.
Таких трогательных писем на выставке много. Очень интересная переписка Вероники и Николая Перелыгиных. Они встретились на войне: она — санинструктор, он — врач. Между ними возникло большое чувство. Когда, корпус находился в Румынии, молодожены сыграли свадьбу. Но вскоре они были вынуждены расстаться, Вероника уехала домой. Письма молодого мужа полны любви, надежды на скорую встречу.
«Дорогая роднушечка! Уже несколько дней мы беспрерывно движемся и движемся вперед: фриц бежит без остановки. По дорогам и полям нашего пути движения десятки разбитых автомашин, орудий, повозок. Богачи убежали, побросав буквально всё: в квартирах всё брошено, иногда накрыты столы, но хозяева поспешно ретировались, не успев поесть из-за наших атак. На встречу нам идут беспрерывные колонны пленных венгров: они идут без всякого конвоя, часто под руководством своих офицеров. Повторяется в точности события в Румынии: распад вражеской армии. Я очень рад этому: близится конец войны. Конец мучениям – начало нашей семейной жизни!
Эх! Родненькая Веруська! Как я хочу уже спокойной, тихой жизни. Ты, милая права; устал я; нервы начали сдавать – отсюда то пессимистическое письмо, за которое ты меня ругала и по твоему поручению – папа. Сейчас несколько лучше мое настроение в связи с нашим победоносным настроением: ближе цель жизни. А мы ведь сейчас находимся на границе (15 км) следующего враждебного государства: почти немцев. За последние 2 дня прошли 200 км: вот и сегодня всю ночь не спал – принимал раненых. Спать хочется, но и написать тебе хочется…до свидания, роднушечка! Крепко, крепко целую, много, много раз. Твой Николай».
Они, венчанные войной, прожили вместе более пятидесяти лет. Любовь, рожденная на войне, озаряла их жизнь, помогала пережить и хорошее и плохое.
И ещё одну тему автор постарался освятить — это фронтовые посылки, которые посылали не только близкие и родные, но порой и совсем незнакомые люди.
Посылки на фронт содержали самые простые, но необходимые вещи: фотографии детей, папиросы, кисеты, махорку, бумагу, носовые платки, теплые носки и рукавицы, пряники и коржики, домашние гостинцы.
Для того, чтобы посетитель мог поглубже окунуться в далекие сороковые годы, на выставке представлены: бытовые предметы, фотографии, художественные произведения.
Выставка рассчитана на молодое поколение, но авторы надеются, что темы, затронутые на ней, найдут отклик в душе посетителей всех возрастов.