Сегодня:

На «круглом столе» в Новочеркасске решили — сегодня отчеты муниципальных властей о проделанной работе вызывают в памяти «бородатый» анекдот.
В пятницу в конференц-зале гостиницы «Новочеркасск» прошел «круглый стол» на тему «Экспертиза документов органов власти», организованный ассоциацией журналистов «Аксинья». Приглашенный эксперт в этой области, директор грантовых проектов «Южного регионального ресурсного центра», профессор Кубанского государственного университета Михаил Савва рассказал представителям новочеркасских НКО, а также просто неравнодушным горожанам о том, в чем смысл гражданской экспертизы документов, которые обнародуют представители власти.
самом деле, на первый взгляд может показаться, что тема обсуждения несколько далека от так называемой сферы «насущного». Ведь под словами «гражданская экспертиза» подразумевается публичное обсуждение документов, которые представители власти всех уровней обязаны обнародовать в Интернете время от времени. Указ, принуждающий глав регионов и муниципалитетов готовить публичные отчеты, подписал президент 28 апреля 2008 года. Этот нормативный акт – часть масштабной государственной стратегии повышения открытости органов власти.
— Все мы понимаем, что меры, на которых настаивает глава государства, рискуют стать чисто номинальными, очередной формальностью, — отметил Михаил Савва, — а доклады, которые будут готовить руководители всех уровней, пополнят печальную статистику чиновничьих «отписок». Именно для того, чтобы не допустить этого, активные представители общества просто обязаны контролировать их содержание, предавать огласке «огрехи» в подготовке такого рода документов.
Сейчас общественный контроль за деятельностью должностных лиц, уверен эксперт, нужен как никогда. За последние годы Россия в мировом коррупционном рейтинге упала на восемь пунктов! Наши ближайшие соседи по этому показателю – Таджикистан, Лаос и Папуа-Новая Гвинея. И это при том, что законодательных возможностей для контроля за властью не так уж и мало. К примеру, вступил в силу Федеральный закон № 8 «О доступе к информации о деятельности органов власти». Он тоже предписывает чиновникам быть предельно открытыми и публиковать информацию о своей работе во всемирной сети. 30 июля этого года принят еще один принципиально важный закон «Об организации оказания государственных и муниципальных услуг». В нем четко определено, что все то, за чем гражданин обращается к власти – это услуги. И порядок их предоставления должен быть четко прописан в соответствующем административном регламенте. Это значит, что в идеале должен появиться нормативный документ, в котором будет строго указано – сколько времени, денег, справок должен предоставить каждый для получения той или иной госуслуги. Но это все в будущем. А сейчас, когда представители власти, опираясь на действующие нормы закона, публикуют отчеты о своей работе, общественность может и должна повлиять на качество этих самых отчетов. И цель «круглого стола», который прошел в нашем городе, – выработать ряд рекомендаций для муниципального руководителя, подсказать ему, что в отчете требует доработки. Подобные «круглые столы», кстати, на этой неделе прошли во многих крупных городах Южного федерального округа.
Свой анализ последнего отчета главы администрации Новочеркасска собравшимся предложил депутат городской Думы Александр Иванов. В документе, который «вышел в свет» еще весной, депутат нашел массу недочетов:
— Например, бросается в глаза, что в отчете очень подробно «расписаны» те пункты, на которые муниципальная власть объективно почти не может повлиять (например, численность населения), и крайне мало внимания уделено тому, что реально находится в компетенции мэра и администрации – задержки выплаты зарплаты, уровень безработицы, сумма штрафов за нарушение экологической безопасности и т.д.
Саму форму этого отчета необходимо серьезно переработать, считает депутат Иванов, перечень обязательных пунктов намного расширить. Тогда у чиновников не будет возможности «лукавить» и говорить только о том, что выгодно им. Что касается новочеркасского отчета – в нем вообще есть многие показатели, вызывающие, мягко говоря, подозрения. К примеру, если верить этому документу, в нашем городе 24 процента жителей регулярно занимаются спортом. А культурно-досуговые мероприятия в этом году посещали 58 процентов горожан. Настораживает также и то, что не названы конкретно МУПы, находящиеся в стадии банкротства. Сказано только, что их четыре.
В качестве положительного примера депутат привел доклад главы администрации города Азова. Он не только выгодно отличается от «нашего» по степени полноты раскрытой информации, но и содержит сравнительные данные, которые показывают, в каком положении находится каждый из городов Ростовской области по сравнению с другими. Однако у собравшихся и «новочеркасский», и «азовский» доклады вызвали сомнения. Дело в том, что в обоих случаях не понятно – откуда взяты статистические данные? А если и есть ссылки на источник, то не раскрыт механизм – как эти данные получились? Все мы понимаем, что если опросить 100 пенсионеров на тему молодежного досуга, получишь одни данные, а если 100 подростков – совсем другие. Вот и с отчетами получается, что «в целом по больнице хорошо», а если присмотреться получше – проблемы теснят одна другую. Собравшиеся были единогласны – для того, чтобы эти отчеты действительно отражали реальную ситуацию, необходимо выработать единый способ сбора информации и статистических данных. Кроме того, отметил эксперт из Краснодара, доклад становится бессмысленным, ели в нем не видно динамики. Поэтому нужны сравнения с прошлым годом, схемы, графики, диаграммы.
Участники «круглого стола» пришли к единодушному выводу – над формой официального отчета предстоит серьезно поработать. Иначе доклады муниципальных и региональных руководителей и в самом деле превратятся в простую формальность.
row['name']