Сегодня:

С точки зрения обывателя, алкоголизм и наркомания – это социальное зло, с которым надо бороться. С точки зрения врача-нарколога – это болезни, от которых не застрахован ни один человек, и которые нужно лечить. Отсюда и различие в нашем отношении к тем, кого эта беда коснулась напрямую. Что скрывать, многие испытывают к наркозависимым чувство, близкое к брезгливости, считают, что они сами виноваты во всех своих проблемах.

Но какова бы не была доля истины в таком суровом утверждении, в глазах врачей наркоманы и алкоголики – это люди, нуждающиеся в помощи. О том, какую поддержку, кроме медицинской, иногда приходится оказывать такого рода пациентам, рассказал главный врач Новочеркасского наркодиспансера Александр Елкин.
— Стоит понимать, что наши пациенты во многом отличны от тех, с кем приходится работать всем остальным врачам. И то состояние, в котором они к нам поступают, состояние зависимости, неизбежно приводит к социальным последствиям. И последствия эти намного более выражены, нежели те, которые наступают при любом другом заболевании. Больные алкоголизмом и наркоманией страдают не только в биологическом плане. Эти заболевания неизбежно влекут за собой большие, неприятные перемены в жизни. Существует постановление Правительства России, согласно которому некоторые заболевания признаны «социально значимыми». Помимо «наших» болезней в перечень заболеваний с особой социальной значимостью входит ВИЧ, туберкулез, инфекции, передающиеся половым путем
Все это, уверен Александр Николаевич, накладывает на тех, кто трудится в наркологическом диспансере, особый род ответственности. И заставляет их, помимо чисто медицинской помощи, оказывать медико-социальную.
— Например, буквально сегодня утром, я общался с одним из наших пациентов. Он, кстати, бывший врач. Некоторое время назад он заболел алкогольной зависимостью. Лечился у нас, ему становилось лучше, потом хуже. Естественно, на этой почве у него произошел конфликт с женой, дома он долгое время не жил, а к тому времени, как решил туда вернуться, жена категорически отказалась пустить его обратно. Человек лишился крыши над головой, долгое время скитался, можно сказать, пополнил ряды бомжей.
Так было до тех пор, пока спившийся доктор не попался на глаза одному из врачей наркодиспансера. Знакомого пациента прямо с улицы привезли в отделение, привели в норму его физическое состояние. Когда через определенное время встал вопрос о выписке, врачи поняли – пациенту некуда идти.
— Так как подобные случаи не редки в нашей практике, с каждым пациентом с самого начала работают три специалиста – врач-нарколог, медицинский психолог и специалист по социальной работе, — отмечает Александр Елкин. – Оказывая пациенту помощь медицинского характера, мы не можем забывать о том, что он нуждается еще и в социальной помощи с нашей стороны. Ведь человек, активно употребляющий или употреблявший психоактивные вещества, теряет способность мыслить рационально и решать проблемы самостоятельно.
В случае с тем самым пациентом, именно специалист по социальной работе из наркодиспансера взял на себя все хлопоты по выяснению – есть ли у мужчины право на жилье? Когда стало ясно, что за право жить в собственной квартире мужчине нужно «побороться» с женой, именно работники наркологического стационара занимались бракоразводным процессом. Разводить непримиримых супругов пришлось через суд, потом суд назначил процедуру принудительного вселения. Вопрос с тем, куда пойти после выписки из больницы, решен — теперь дело за судебными приставами. Правда, нет никакой гарантии, что мужчина снова не потянется к бутылке, оказавшись в квартире, «отвоеванной» таким жестким способом …
— Я думаю, в первую очередь, этот пример показывает, что люди, которые бездумно употребляют психоактивные вещества, в итоге теряют не только здоровье – психическое и физическое, — говорит Александр Николаевич. – Главная беда в том, что они теряют большое количество социальных прав, благ и привилегий. В частности, в данном случае, если бы не помощь врачей, человек так и умер бы в скитаниях. Что касается не совсем «чистых на руку» людей, которые склонны воспользоваться бедственным положением такого рода больных и получить от этого выгоду, им тоже не стоит забывать, что наркоманы и алкоголики имеют такие же, как у всех, гражданские права, и мы, по мере сил, будем их защищать.
Еще один пациент новочеркасских наркологов из-за своего заболевания потерял семью, квартиру, документы и даже работоспособность. В стационар попал, что называется, в состоянии полной амнезии. Не помнил даже, как его зовут. В купе с отсутствием любых документов, ситуация казалась безвыходной. После того, как доктора прояснили сознание пациента настолько, что он смог вспомнить свою фамилию, на протяжении полугода социальные работники восстанавливали его документы, выясняли, не осталось ли у него каких-либо родственных связей или имущественных прав. Получив отрицательный ответ, специалисты представили его на медико-санитарную экспертную комиссию, оформили ему группу инвалидности и поставили в Министерстве социального обеспечения области в очередь на путевку в интернат для бездомных. Остаток жизни человек проведет в учреждении, где за ним будут должным образом ухаживать и не дадут вернуться к пагубным привычкам.
— Можно с ответственностью сказать – мы сокращаем количество бездомных в городе, — отмечает А.Н. Елкин. – А это, что ни говори, очень важная социальная задача. Во-первых, бомжи – это крупный фактор в распространении инфекционных заболеваний, во-вторых, они постоянно становятся и объектами, и субъектами уголовных преступлений. Да и вообще, обилие таких граждан не красит город.
Иногда помощь социальных работников пациентам носит менее «глобальный» характер. К примеру, как в одном из последних случаев. В наркодиспансер попал мужчина, страдающий хроническим алкоголизмом. У него в жизни пока все более или менее стабильно. Есть где жить, есть два автомобиля. С одним из этих автомобилей как раз и приключилась история, сродни детективной. Во время очередной «завязки» он оставил машину в гараже у кого-то из приятелей. И сразу ушел в запой, причем, довольно длительный. Потом попал на лечение. Когда, выйдя из стационара, стал вспоминать, где его «железный конь», это оказалось проблематично. Вспомнив, наконец, что машина «гостит» в чужом гараже, мужчина обратился за помощью к специалисту по социальной работе. И тот выяснил, что владелец гаража почти год назад сменил адрес и переехал вместе с чужим автомобилем. Стали его искать, даже нашли. Вот только встречаться ни со своим бывшим приятелем, ни с работниками наркодиспансера мужчина не хочет. На днях специалист по социальной работе обратился с этим вопросом в милицию.
Было бы не плохо, считает главный врач, если бы помимо лечения, психологической и социальной помощи, пациентам оказывали бы и помощь духовную. Учили тратить свое время и силы не на зелья, а, к примеру, на творчество или медитацию. Но такой возможности у наркологов нет. Так что пациентам крупно повезло, что они могут рассчитывать на социальную поддержку.
row['name']