«Я буду оценивать прежде всего деловые качества того или иного человека. Но по некоторым шагам нынешней администрации (Новочеркасска) я увидел, что деловые качества где-то в стороне, а превалируют политические амбиции. К хорошему это не приведет.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев.
«Не думаю, что область будет добиваться отставки Кондратенко, скорее это предупреждение, что надо работать. Весь новый экономический блок Новочеркасска назначен по политическим мотивам и не соответствует требованиям».
Политолог Александр Мамитов.
«Конечно, неприятно иметь в столице донского казачества мэра-коммуниста, вот и ищут соринку в глазах Кондратенко. Для чиновника главное — не деловые качества, а способность поставить общественные интересы выше личных. Оценивать его кадровую политику, когда в областной власти еще не все министры и заместители назначены, неправильно».
Руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Ростовской области Владимир Бессонов.
«Если политик не встроен в систему, и у него нет прочных связей с местной элитой, то такая ситуация вполне закономерна. Профессору Анатолию Кондратенко, оказавшемуся волей горожан во главе Новочеркасска, можно лишь посочувствовать».
Аналитик регионального Общественного центра массовых коммуникаций Наталия Романенко.
Хотя нового мэра избрали большинством голосов, нравится Анатолий Иванович далеко не всем. В принципе тут нет ничего удивительного: даже стодолларовая бумажка может вызывать у кого-то внутренний протест, что уж говорить о живом человеке да еще на таком посту! И все же сборная команда противников Кондратенко настолько пестра и колоритна, что обойти ее вниманием было бы преступлением по отношению к широкой общественности. Встречайте: они такие разные, и все-таки они вместе!
Мечтатели
Хорошо относиться к человеку, который тебя увольняет, сложно. Хорошо относиться к человеку, который увольняет тебя с высокооплачиваемой синекуры, невозможно в принципе. Неудивительно, что уволенные и увольняемые чиновники в большинстве своем Анатолия Кондратенко не любят. Удивительно другое – насколько разные формы может принимать эта нелюбовь! Один подает в суд в надежде хоть ненадолго удержаться в теплом кресле. Другой уходит на рекордно длинный больничный (вероятно для того, чтобы оттянуть встречу с ненавистным начальством). Третий практикует вульгарный саботаж. Четвертый организует скандал на ровном месте, не боясь окончательно рассорить казаков с администрацией. И каждый, буквально каждый всерьез верит, что все еще можно изменить!
Романтический склад ума проявляет и руководство нежно любимых горожанами управляющих компаний — «Жилремонтов». С приходом на жилищно-коммунальный рынок новых участников в директорах УК проснулись доселе дремавшие мастера эпистолярного жанра. Послание «Жилремонтов» губернатору – это, доложу я вам, вещь посильней «Фауста» Гете! Боль утрат и жажда власти, испепеляющая ревность и леденящие душу кошмары, «было», «будет» и «могло бы быть» – все смешалось в этом тексте невероятной поэтической силы. Попутно любители изящной словесности рассылают «письма счастья» обслуживаемым жильцам. В них «жилремонтовцы» стращают новочеркасцев рассказами о конкурентах – «недобросовестных фирмах, имеющих целью только сбор денежных средств». Нечуткие горожане смеются и цитируют героиню «Служебного романа»: «Хорошие сапоги, надо брать!»
Гордость,
предубеждение и зомби
Тектонический сдвиг в новочеркасской политике не мог не растревожить обветшалых могил. С приближением выборов один за другим начали восставать из небытия заслуженные политические трупы. Ничего странного тут, разумеется, нет: политпокойники тем и отличаются от обычных, что готовы напомнить о себе по любому поводу. Удивительно другое – особо рьяная нежить ухитрилась-таки задержаться если не в центре, то хотя бы на обочине политической жизни. Неупокоенные зомби шатаются по виртуальному пространству и страницам прессы, наводя ужас на нервных горожан; правда, срывается с полумертвых уст лишь невнятное мычание.
Первым выходцем «с того света» оказался печально известный тираноборец Алексей Федоров (давно, впрочем, переквалифицировавшийся в консультанты). За сравнительно недолгий промежуток времени Алексей Валерьевич успел поработать в предвыборном штабе Анатолия Кондратенко, поучаствовать в депутатских выборах в качестве кандидата и даже возглавить один из отделов новой администрации. Дальнейшее развитие событий проще всего описать классической цитатой: «Одной волною накатило, другой волною унесло».
Проработав буквально несколько недель и продемонстрировав удивительную неспособность уживаться с окружающими, Федоров покинул ряды администрации и вернулся к привычному амплуа борца с режимом. «Революция пожирает своих сыновей, – горестно сетовал Алексей на форуме Novocherkassk.net. – Последней каплей стало обвинение меня в коррупции за слишком активную поддержку бизнеса… К сожалению, у этих людей не хватает ума понять, что я работаю за идею!!! Мне важно поднять из руин этот город, и я знаю как это сделать!» (авторская пунктуация сохранена). Гневные филиппики забавляли форумчан недолго: ввиду чрезмерной сочности слога сообщения сына революции были удалены администрацией сайта. Применение автору тоже нашлось в кратчайшие сроки: сегодня наш герой восстанавливает руины под знаменами сил, имеющих «деньги, влияние и возможности воздействовать на принятие решений» (из электронной переписки А. Федорова с автором «Частной лавочки» Политфантомом). Тоже, надо думать, – за идею.
Вернуться в большую политику за чужой счет удалось и бывшей уже главе комитета по управлению муниципальным имуществом Александре Пятаковой. Александра Игоревна, безвременно покинувшая КУМИ в начале июля, объявилась 10 сентября – да не где-нибудь, а на страницах региональной «Комсомольской правды»! Полосное интервью женщины, оскорбленной в лучших чувствах, вышло до неприличия пустым. Ни фактов, ни даже мало-мальски внятных аргументов в тексте так и не обнаруживается – одна уязвленная гордость не прижившегося в новом коллективе человека. Это обстоятельство, тем не менее, не помешало неизвестным благодетелям опубликовать сомнительное интервью на коммерческих началах.
Что тут скажешь? Если зомби оживают, значит, это кому-нибудь нужно.
Пророк в своем отечестве
Если для всей страны минувшее лето оказалось экстремально жарким только с метеорологической точки зрения, то в Новочеркасске изрядно попахивало жареным еще и со страниц газет. 4 июня около 60 тысяч новочеркасцев обнаружили в своих почтовых ящиках подарочный экземпляр «Новочеркасской недели» с портретом Ары Арсеняна на первой полосе. Ара Рафикович обращался к горожанам не просто так, но по поводу: он, известный меценат и Почетный Гражданин, был гоним газетой «Частная лавочка» и лично бешеным псом демократии Политфантомом. Живописав картину позора мелочных обид короткими, но жирными мазками, глава армянской общины и просто преуспевающий бизнесмен перешел к вопросам куда более серьезным. «Ко мне стали обращаться многие простые граждане города – армяне, – сообщал читателям «НН» Ара Рафикович. – Они стали испытывать трудности в деле получения различного рода разрешительных документов. Можно говорить о том, что проблемы создают искусственно. Зачем меня с издевкой называть «казаком»?! Люди говорят: раз так можно поливать грязью президента общины, что ждать нам, рядовым горожанам. Вырисовывается разжигание межнациональной розни. И если во главе города стоит коммунист, и главный идеолог администрации тоже коммунист, то как все это согласуется?»
Возможно, некий критически настроенный читатель сочтет процитированный выше фрагмент путаным, неубедительным или даже высосанным из пальца: дескать, где же связь между обзывающимися «лавочниками», невыдачей разрешений и геноцидом армян в отдельно взятом городе? Петросян, например, тоже многим не нравится, так что теперь, всех противников Евгения Вагановича за нетерпимость пороть? А разрешительная документация на то и называется разрешительной, что дается лишь при соблюдении определенных условий – и тут уж совершенно неважно, армянин ты, швед или вообще негр преклонных годов.
Оставим без внимания этот дешевый цинизм, тем более что Ара Рафикович – вдобавок к прочим своим достоинствам – оказался еще и прорицателем. Спустя две недели после выхода громкого интервью на страницах той же «Недели» разразился шумный скандал: редакция обвинила руководство города в национализме. «Как с контролем речи заместителя главы администрации г. Новочеркасска В. Журавлева на сходе казаков станицы Средней? – сурово вопрошал автор «НН» Александр Невский. – Журавлев ясно объяснил казакам, что к власти в городе рвутся люди нерусской национальности. Война с известным предпринимателем помутила разум товарищам из администрации, и уже всех с фамилией на «ян» начинают ставить на учет? Дико это слышать в 2010 году, но с приходом к власти этой организованной группы обстановка в городе все больше напоминает гитлеровскую Германию». Сенсационную новость на все лады смаковали четыре номера подряд – не приводя при этом ни единой дословной цитаты. Оно и понятно: нечего уважаемой газете печатать сомнительные высказывания явных экстремистов.
«Да ладно заливать, – наверняка скажет наш Недоверчивый Критик. – Почетный Гражданин затем и обмолвился о разжигании межнациональной розни, что наверняка знал – эта карта вот-вот будет разыграна. Шум, поднятый вокруг речи Журавлева (которую, заметьте, не цитируют, но «пересказывают»), был тщательно запланирован заранее. И надо бы еще разобраться, кто и зачем выпускает и бесплатно рассовывает по ящикам явно убыточное (рекламы-то – кот наплакал!) полноцветное издание с шестидесятитысячным тиражом и ожесточенной критикой мэра по всем вопросам». Уймись, несчастный, отвечу ему я. Тиражи – не главное, главное, чтобы гражданская позиция была четкой – а с этим у «НН» все в порядке. И слава богу, что в городе остались прекрасные душой, телом и налом люди, готовые поддерживать свободу слова просто так, по велению сердца и совести!.. А «Частной лавочке» вкупе с Политфантом неплохо было бы извиниться перед уважаемым бизнесменом за свои хамские пассажи. И так уже дописались до того, что Ара Рафикович у них – «силы зла» и чуть ли не инициатор досрочного импичмента. А это, конечно, вовсе не так. Было бы правдой – об этом наверняка в «Неделе» написали бы.