Сегодня: 19 апреля 0344, Среда

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»
М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита».

«Это будет сеанс черной магии с ее разоблачением» — такими словами начинался спектакль «Мастер и Маргарита», который привезли 2 октября в наш город артисты Московского театра «Арбат».
Зрителям предстояло на два с половиной часа окунуться в необыкновенный булгаковский мир, соприкоснуться с произведением, которое по праву именуют «самым загадочным творением 20 века». На сцене, «в белом плаще с кровавым подбоем», в роли Понтия Пилата блистал народный артист Латвии да и просто любимец не одного поколения женщин – Ивар Калныньш. Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что в спектакле участвовало немало известных актеров.
Постановка режиссера Валерия Беляковича полна перевоплощений, о чем сами актеры предупреждают зрителей в самом начале спектакля, как они предупреждают и о том, что показывают лишь страницы из великого романа, потому что объять весь роман Михаила Булгакова невозможно. На сцене Иешуа Га-Ноцри в исполнении актера В. Филатова превращается в Мастера, Понтий Пилат Ивара Калныньша мгновенно превращается в Фагота, Валентин Мельник воплощает образы сразу нескольких персонажей: Берлиоза, Иуды, Искариота, профессора Стравинского, кота Бегемота.
Оставалось только поражаться, как за считанные доли секунды актеры меняли свой сценический образ. Спектакль оказался по-настоящему мистическим и завораживающим.
Несмотря на то, что во всякую чертовщину вокруг булгаковского романа Ивар Калныньш не верит, все же назначил интервью после спектакля — такая примета.

— Ивар, Вы со спектаклем «Мастер и Маргарита» в Новочеркасске второй раз. Как и два года назад, в театре – аншлаг. В чем причина успеха этого спектакля – в любви зрителей к Булгакову или к актеру Ивару Калныньшу?
— Я думаю, что, прежде всего, это великолепный, хотя и необычайно трудный для постановки материал — роман великого Булгакова. В то же время тот радушный прием, который оказали нам и нашему творчеству жители Новочеркасска, позволяет мне надеяться на то, что работа наша действительно понравилась. Но только не Ивара Калныньша конкретно, а всего нашего коллектива.
— Тем не менее, я уверен, что большое количество людей пришло на спектакль, чтобы увидеть Вас.
— Это не более чем реклама. Я считаю, что в этой труппе имя каждого актера может быть написано на афише крупными буквами.
— Ивар, несколько вопросов о «Мастере и Маргарите». Когда Вы впервые прочитали эту книгу?
— Очень давно, еще в школе. Были какие-то листки, тетрадки, переписанные чуть ли не от руки. Но, Вы знаете, книгу я сначала не понял. Может быть, на тот момент не пришло еще время, может, не хватило каких-то знаний. Ну, например, знания Библии. Осознание, насколько это великое произведение, пришло чуть позже.
— Сейчас появилось много телепередач, много книг и газетных статей на мистическую тему. Может быть, людям не стоит перешагивать границы «запредельного»? Ведь и в романе Булгакова, и в вашем спектакле четко прослеживается мысль, что заигрывание с потусторонними силами чревато последствиями?
— Это абсолютная правда. Если спектакль кого-то приведет именно к таким выводам, я буду только рад.
— Еще одна и, пожалуй, основная тема спектакля — жертвенность в любви. Вам приходилось в своей жизни жертвовать чем-то ради любви?
— Все время. Знаете, ведь не зря говорят, что любовь — это большой труд. Любовь требует жертв, если мы говорим, конечно, именно о любви, а не о том, что называется «заниматься любовью». Любой человек постоянно сталкивается с тем, что он должен чем-то жертвовать ради любимой женщины, семьи, детей. Если он их любит, конечно.
Говоря о вполне серьезных вещах, Ивар улыбается своей неповторимой «чарующей» улыбкой. Глядя на эту улыбку, на ум приходит вопрос, который я тут же озвучиваю.
— Ивар, скажите, в чем секрет особого шарма прибалтийских актеров?
— Ну, я не знаю, может, наша прибалтийская ментальность. Отчасти это и особая школа актерского мастерства, хорошие педагоги. Я с благодарностью вспоминаю своих преподавателей.
(Калныньш окончил театральный факультет Латвийской консерватории имени Я.Витола.)
— Сейчас прибалтийский театр, как и прибалтийское кино, переживает не самые лучшие времена. По крайней мере, молодых имен в России не слышно. Как Вы считаете, прибалтийская культура получила больше плюсов или минусов от обособления ее от культуры российской?
— Тут Вы немного не правы, кино в Прибалтике снимается, театральные постановки тоже с успехом идут. Много талантливых актеров, в том числе молодых. Другое дело, что об этом в России никто не знает. Получается какая-то односторонняя информация. У нас хорошо известно, что происходит в российском кино, какие постановки ставятся в московских театрах. И Ленком, и Вахтанговцы, и тот же МХАТ привозят к нам спектакли регулярно, не говоря уже о каких-то антрепризных спектаклях, в которых заняты ведущие российские актеры. Но движение получается односторонним, и это не сильно радует.
— Вы один из тех, кто активно поддерживает развитие культурных связей между нашими странами. Достаточно вспомнить, что Вы являетесь президентом ежегодного фестиваля российского кино в Латвии.
— Да, и я считаю эту работу очень важной. Этот фестиваль возник благодаря человеку, который был моим другом, и которого с нами уже нет. Я говорю об Александре Абдулове. Так что это в том числе и своеобразная дань памяти Саше.
— Вы много снимаетесь в кино, театральных работ тоже много?
— Я занят в спектаклях двух рижских театров — Малого и Нового. Есть несколько антрепризных проектов в России. У меня есть замечательный спектакль «Сказки старого Арбата», есть постановка «Дракулы», есть удивительный по своей пронзительности спектакль по Максу Фришу «Биография-игра».
— Ивар, если уж мы заговорили о Максе Фрише, эпиграфом к этому спектаклю взяты слова из «Трех сестер» Чехова: «Что если начать жизнь заново, только уже сознательно?» Вы когда-нибудь ставили такой вопрос перед собой?
— Вы знаете, на эту тему замечательно пофантазировать на театральной сцене. На самом деле, я считаю, что значительно важнее задумываться над тем, что ты делаешь сейчас, какие поступки совершаешь. Дай Бог достойно прожить ту жизнь, которой ты живешь, куда уж еще одну…
— Вашему сыну, Микису, 16. Возраст, когда нужно делать выбор жизненного пути, в том числе, профессии. Как Вы отнесетесь к тому, что он захочет стать продолжателем семейной династии и податься в актеры?
— Я думаю, он сам найдет свой путь. По крайней мере, пока что особого желания стать артистом он не выразил. У него несколько другие интересы. Да я и не настаиваю. Заниматься искусством по принуждению, а тем более по родословной, бессмысленно. Талант нужно иметь. Актёрство – удел немногих, поэтому очень важно чувствовать внутренний зов и полностью отдавать себя профессии.
На этом мы попрощались с Иваром. Он пожелал всем жителям Новочеркасска счастья и любви, а мы выразили надежду, что ещё не раз увидим спектакли с его участием в нашем городе.
Сыграть честно и искренне историю любви, пережить её, пропустить через себя всю боль и страдание под силу только самым опытным актёрам, актерам, которые действительно верят в то, что любовь на самом деле сильнее смерти.
Актеры Московского театра «Арбат» справились с этой задачей с честью.
row['name']