Сегодня:

Публичные слушания

20 апреля в Малом зале администрации Новочеркасска прошли публичные слушания по исполнению бюджета города за минувший 2009 год. Малый зал полностью соответствовал своему названию, так что в нём с трудом были изысканы места не только для представителей городских средств массовой информации, но даже для некоторых депутатов городской Думы. Тем и другим пришлось примоститься на приставных стульях, и работа началась.

***
Вёл слушания заместитель новоизбранного главы администрации П.М.Овчаров, который сообщил собравшимся о том, что слушания по исполнению бюджета проводятся в соответствии со статьёй № 264–б Бюджетного Кодекса Российской Федерации и со статьёй № 38 Устава города. После чего он и предоставил слово для доклада исполняющей обязанности начальника финансового Управления М.Н. Нестеренко.
Марина Николаевна доложила присутствовавшим, что бюджет города Новочеркасска за 2009 год был исполнен по доходам на 2166,1 млн. рублей, а по расходам – на 2155,3 млн. рублей. То есть исполнен городской бюджет был с профицитом, составившим 10,8 млн. рублей. При этом собственные доходы составили немногим больше половины муниципального бюджета – 54,2%. Примерно равные их доли (34% и 32%) составили соответственно подоходный и имущественный налоги; остальные части собственных доходов составили доходы от продажи (12%) и от использования (9,6%) муниципального имущества, а также налоги на совокупный доход (8,7%) и налоги от других источников, давших городской казне наименьшую часть (3,7%) собственных налогов.
Оказалось, что бюджет Новочеркасска в минувшем году (впрочем, как и в предыдущие годы) «был социально ориентирован». Ставшая уже традиционной социальная ориентация городского бюджета обосновывалась тем фактом, что 64,5% всех расходов были произведены для поддержания на должном уровне городских систем народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также проводимой в нашем городе социальной политики. Около четверти (24,8%) всех расходов составили расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, а 10,7% всех расходов составили расходы на прочие направления деятельности.
Величины всех расходов назывались в абсолютных цифрах (в рублях) и тут же дублировались в относительных величинах (в процентах). Несколько по-другому подавалась та же информация в розданных представителям средств массовой информации пресс-релизах. Так, например, в их начале говорилось, что «24,8% муниципальной казны пошли на жилищно-коммунальное хозяйство». А в их конце сообщалось, что «на жилищное хозяйство потрачено 2081 млн. руб. (на капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение из аварийного жилья, строительство социального дома и т.д.), на коммунальное хозяйство – 120,5 млн. руб. (возмещение разницы в тарифах, капитальное строительство)». Однако 208,1 млн. рублей и 120,5 млн. рублей в сумме дают 328,6 млн. рублей, что в относительных цифрах (по подсчетам автора этих строк) составляет отнюдь не 24,8%, а всего 15,25% исполненного по расходам бюджета нашего города за 2009 год (то есть от 2155,3 млн. рублей).
Я никогда не принадлежал к депутатам городской Думы прошлых созывов, предпочитавших принимать все цифры на веру и не задавать лишних вопросов. Поэтому прежде, чем поместить какие-то числа в своём материале, стараюсь не только просуммировать их либо вычесть из большего меньшее, но также перемножить их и даже разделить меньшее на большее. Потому что после таких, казалось бы, элементарных арифметических действий случается приходить к, казалось бы, парадоксальным, но имеющим место быть результатам и выводам. Вот и в приведенном примере приходится предполагать, что в пресс-релизе были творчески опущены некоторые промежуточные суммы расходов, что в итоге не позволяет дотошному участнику публичных слушаний свести концы с концами. Не лучше ли в таком случае обеспечивать представителей средств массовой информации не так называемыми пресс-релизами, а официальными выпусками еженедельника «Новочеркасские ведомости», в одном из апрельских номеров которого, по словам П.М. Овчарова, и был опубликован вынесенный на публичные слушания отчёт об исполнении бюджета города за 2009 год.
К слову сказать, из числа членов городской Думы последнего созыва на слушаниях об исполнении бюджета присутствовали преимущественно новоизбранные депутаты, до этого депутатами не бывшие и опыта депутатской работы не имевшие. Они-то, в основном, и задавали докладчику и содокладчикам волновавшие их вопросы. Иногда не совсем по теме исполнения бюджета, а касающиеся её лишь косвенно. Наиболее активен в этом отношении был депутат по избирательному округу № 22 А.Н. Резник. Он задавал вопросы не только основному докладчику, но и содокладчикам – начальнику Управления здравоохранения В.Н. Бурых и исполняющему обязанности начальника Управления культуры К.С. Хмельницкому, а также вносил свои предложения по решению некоторых насущных вопросов.
В основном докладе говорилось также о распределении финансовых средств из местного бюджета между рядом учреждений здравоохранения. Так, например, было сказано, что за счёт этих средств в минувшем финансовом году содержалось отделение скорой медицинской помощи и патологоанатомическое бюро. Но так как остальные учреждения здравоохранения содержатся за счёт средств медицинского страхования и платных услуг, то бюджетные средства выделялись лишь для оплаты предоставлявшихся им коммунальных услуг и проводившегося в них текущего ремонта.
В выступлении В.Н.Бурых было сообщено, что Управлением здравоохранения бюджет 2009 года исполнен на 98,2%, а 1,8% бюджета прошлого года составила объективная экономия. Минувший год в финансовом отношении выдался очень трудным и напряжённым. Ведь из 13-ти медицинских учреждений города 12 существуют за счёт фонда обязательного медицинского страхования. Но есть надежда, что в бюджет 2011 года на нужды учреждений здравоохранения средств будет заложено несколько больше.
С подачи депутата А.Н. Резника разговор перешёл на тему поборов, допускаемых в наши дни в учреждениях здравоохранения со стороны медперсонала. «Я знаю, что имеют место случаи вымогательства», — заявил депутат. И поинтересовался, какая ведётся борьба с этим злом. На что начальник Управления ответил, что борьба ведётся лишь на уровне общественной работы с подчинённым ему медперсоналом, так как полномочиями представителей правоохранительных органов он не обладает. И сообщил, что за 2008-2009 годы имели место 6 случаев осуждения работников здравоохранения, получивших условные сроки за вымогательство у больных денежных сумм в размере от 100 до 500 рублей.
Затем слово было предоставлено исполняющему обязанности начальника Управления культуры К.С. Хмельницкому. Перед этим в основном докладе было сказано, что в минувшем финансовом году город содержал 1 театр, 6 Домов культуры, 10 имеющихся при них народных коллективов и централизованную библиотечную систему, включающую 10 библиотек. К.С. Хмельницкий сообщил, что на комплектование книжного фонда этих библиотек в минувшем году были выделены и израсходованы 569 тыс. рублей. На цели поддержания самобытной культуры, которую несут в массы эти коллективы и учреждения культуры, были потрачены 3236 тыс. рублей; 1300 тыс. рублей пошли на новые постановки. В 2009 году были также увеличены размеры стипендий одарённым детям. Но неосвоенными остались денежные средства, предназначавшиеся на ремонт учреждений культуры и на оснащение их противопожарными средствами.
После многогранного обсуждения основных и сопутствующих публичным слушаниям вопросов, слово было предоставлено одному из двух новоизбранных заместителей председателя городской Думы Новочеркасска — А.А. Андрющенко. Александр Александрович сообщил, что заслушанный и обсуждённый в этот день отчёт и сопутствующие ему документы, должным образом подготовленные, в ближайшее время будут представлены в городскую Думу для их обсуждения и последующего утверждения депутатами.