Сегодня: 24 октября 1689, Понедельник

Весна для большинства людей – время обновления, построения планов, принятия судьбоносных решений. Весной все мы смотрим на то, как просыпается после зимнего сна природа, и тоже хотим перемен, хотя бы незначительных. И многим в это время действительно приходится принимать решения, способные повлиять на всю дальнейшую жизнь. К примеру, именно весной школьникам нужно окончательно определиться с будущей профессией и решить, куда идти учиться дальше.
Хорошо тем, кто давно для себя все решил, кто точно знает, к чему лежит душа, кто выбрал место обучения и уже в начале учебного года отметил в календаре дни вступительных экзаменов. Но, как показывает практика, выбравших профессию среди выпускников школ совсем немного. Не каждый мальчишка и девчонка, стоящие, как говорится, на пороге взрослой жизни, определились, кем они хотели бы быть в этой самой взрослой жизни. Именно на них рассчитана программа профессиональной ориентации, которую из года в год реализует Новочеркасский Центр занятости населения.
— Цель проведения таких мероприятий заключается в ориентации учащихся школ и молодежи на осознание необходимости в получении профессионального образования, исходя из их собственных возможностей и требований рынка труда — говорит начальник отдела профессиональной ориентации и профессионального обучения Новочеркасского ЦЗН Эдуард Моргун. — Для того чтобы выбрать профессию, подходящую человеку и способную удовлетворить его потребности, мы должны определить три критерия: склонности — чего человек хочет; способности — что он способен делать; надо — что на данный момент требуется на рынке труда.
Идеальной была бы ситуация, при которой все эти критерии — «хочу», «могу» и «надо» — совпали. Но в жизни такое происходит не всегда. Человеку, который не может самостоятельно разобраться со своими способностями и желаниями, стараются помочь специалисты ЦЗН по профориентации.

Профориентационная работа со школьниками г.Новочеркасска проводится Центром занятости населения в соответствии с «Планом мероприятий по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений на 2009 – 2010 учебный год», разработанным совместно с Управлением образования администрации города — рассказал Эдуард Моргун. – В этом плане предусмотрены следующие мероприятия: тестирование школьников в профцентре «Меридиан»; профориентационная работа на базе мобильного центра занятости населения; открытые уроки занятости; дни открытых дверей в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования; ежегодный областной урок занятости; профориентационная декада для молодежи; ярмарка вакансий учебных мест для выпускников 9-11-х классов; областной день профориентации молодежи «Сделай свой выбор»; экскурсии на предприятия; встречи с работодателями, встречи с представителями рабочих профессий.
Задача отдела профориентации и профобучения не только при помощи тестовых методик определить, к чему лежит душа юного новочеркасца, но и помочь ему понять, будет ли профессия, к которой он тяготеет, нужна работодателям. Кроме того, многим школьникам требуется информация о том, какие вообще существуют профессии. Специально для них в Центре занятости постоянно ищут новые формы подачи материала. Например, делают видеоролики, в которых живо, интересно, на доступном языке рассказывают о профессиях, котирующихся на рынке труда. Многие ребята из выпускных классов становятся участниками специальных уроков профориентации, дней открытых дверей в учебных заведениях. Еще одна эффективная форма работы с молодежью – экскурсии. Очень часто ребята выбирают для себя ту или иную профессию именно после того, как увидят ее представителя «в деле». Ведь никакой, пусть даже самый живой и интересный, рассказ лектора не способен заменить впечатление от хорошо организованной экскурсии.
С ребятами, которые уже готовы покинуть школу и приступить к освоению профессии, а также со студентами старших курсов Центр занятости проводит работу по адаптации к рынку труда. Ведь когда молодой специалист приступает к поиску первой в своей жизни работы, он испытывает настоящий стресс. В этом состоянии ему очень нужны советы о том, как вести себя на собеседовании, как составлять резюме, как отвечать на вопросы работодателей. Все это тоже берет на себя отдел профориентации и профобучения.
Одной из форм профориентационной работы является профтестирование. Ведь именно оно помогает школьнику быстро и с большой долей достоверности получить ответы на главные вопросы: «Чего я хочу?» и «Что я могу?».
— Сейчас мы располагаем целым набором различных программно-тестовых методик, — рассказал Эдуард Станиславович, — часть из них помогает определить степень интеллектуального развития тестируемого, какие-то направлены на выяснение склонностей, другие помогают узнать, в какой из сфер деятельности у данного человека больше шансов на успех. Всех, кто обращается к нам за такого рода помощью, мы тестируем в индивидуальном порядке, количество тестов и их последовательность определяются в зависимости от результатов, которые мы хотим получить.
Стоит учитывать, что многие тесты позволяют понять, лукавит ли человек, который их проходит. Если тестируемый недостаточно откровенно отвечает на вопросы, компьютерная программа распознает это и попросит начать заново. Сейчас у тех ребят, кто живет в отдаленных микрорайонах, есть возможность пройти тестирование, как говорится, на дому. У новочеркасской службы занятости есть мобильный центр проф-ориентации – микроавтобус, внутри которого находятся компьютеры, оснащенные всеми необходимыми программами. В соответствии с утвержденным графиком он отправляется на встречу со школьниками, работает вблизи тех мест, где проводятся традиционные ярмарки вакансий. В апреле мобильный центр выезжал для тестирования школьников во все микрорайоны города.

Владислав Коба, Артур Вчерашний и Максим Кузнецов учатся на первом курсе Профессионального училища №52. Ребята выбрали для себя профессию электрогазосварщиков.
— Когда мы заканчивали школу, многие старшие друзья советовали нам идти учиться именно сюда, — рассказал Максим, — да и об этой профессии мы слышали только хорошее. Сварщики ведь всегда в цене, а значит, имея такую специальность, мы не останемся без работы. Принять окончательное решение помогли и уроки профориентации, которые проводились у нас в школе №11. На них нам подробно рассказывали о работе сварщика, показывали видеоролики и информировали о том, что в Новочеркасске постоянно требуются специалисты в этой сфере. Конечно, это прибавило нам уверенности. Сейчас мы с удовольствием учимся, постоянно осваиваем новую технику, совершенствуем свои навыки. Лично я уверен, что в старших классах сделал правильный выбор!
— Я оканчивал вечернюю школу, — рассказал Владислав, — и тоже самостоятельно склонялся к решению пойти учиться именно в это училище на сварщика. Помню, что к нам тоже приходили из Центра занятости, мы были на экскурсии на НЭВЗе, где видели успешных представителей рабочих профессий. Все это укрепило меня в моем решении. Сейчас я чувствую, что сделал правильный выбор – учиться интересно, особенно сейчас, когда у нас начались практические занятия. И в своем будущем я уверен – без работы уж точно не останусь. Правда, сейчас я все больше думаю о том, чтобы поступить в техникум – хочу продолжить образование.

На основании Закона «О занятости населения в РФ» и Административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, помощь по профориентации оказывают и вполне взрослым людям.
В Центр занятости населения обращаются граждане, имеющие профессии, не всегда востребованные на рынке труда города. В этом случае при потере работы у многих из них не получается найти новое рабочее место, — рассказывает Эдуард Моргун, — таким людям приходится осваивать другую профессию. А для того, чтобы они могли более уверенно смотреть в будущее и делать более осознанный выбор, мы предлагаем им услуги по профессиональной ориентации, для достижения баланса между профессиональными интересами и возможностями рынка труда.
За профориентацией приходят люди, которые утратили связь со своей профессией, по каким-то причинам долго не работали, потеряли квалификацию. Обращаются и те, кто не может работать по специальности из-за изменения состояния здоровья. Многим из этих людей, помимо помощи в выборе будущей профессии, требуется полноценная психологическая помощь, на которую они вполне могут рассчитывать в соответствии с законом «О занятости населения в РФ». Ведь взрослому человеку нелегко привыкнуть к мысли, что трудовую биографию нужно начинать с «чистого листа». Только после того, как человек успокоится, определит круг своих способностей и интересов, морально подготовится к началу нового этапа жизни, с ним начнут работать дальше. Очень часто взрослые люди, которые по каким-то причинам не могут продолжать работать по привычной специальности, оказываются не готовы перестроиться. Им трудно осознать, что старые привычки нужно менять и пора искать для себя совершенно новое занятие. Работа с такими людьми начинается с выработки правильной мотивации. Ведь добиться успеха может только тот, кто готов меняться и прилагать усилия.
Анна Лимарченко по первому образованию – правовед. Больше года назад она потеряла работу и обратилась за помощью в Центр занятости. Сначала вакансии для Анны искали по прежней специальности, потом – по смежным с ней. Но в большинстве случаев Анна не подходила потенциальным работодателям из-за того, что у нее не высшее, а среднее образование.
— Через год безуспешных поисков я поняла, что мне нужно что-то менять, — вспоминает Анна, — или повышать квалификацию по первой специальности, или осваивать какую-нибудь новую профессию. А так как мой муж уже давно работает в этой сфере, я решила попробовать устроиться на курсы маляров. В Центре занятости хорошо восприняли мою идею, направили на обучение в Строительный колледж. Совсем скоро я получу свидетельство об окончании обучения, но уже сейчас могу сказать – работу я найду без проблем, моя новая профессия очень востребована на рынке труда. Сейчас я очень рада, что решилась на такие кардинальные перемены.

Федеральный закон «О занятости населения в РФ»

Статья 9. Право граждан на консультацию, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, получение информации в органах службы занятости

1. Граждане имеют право на бесплатную консультацию, бесплатное получение информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудо-устройства, возможности профессионального обучения.
2. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Административный регламент

предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения
(выдержки)

8. Работник центра занятости населения предлагает воспользоваться государственной услугой в случаях, если:
получатель государственной услуги не имеет профессии (специальности);
получатель государственной услуги испытывает трудности с выбором рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;
невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
получатель государственной услуги утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
row['name']