Сегодня:

2 апреля, в пятницу, Андрей Данцев позвонил в редакцию. Уточнял, когда мы планируем поставить его статью о Маяковском. Я ответила, что материал уже заверстан в полосу, в среду будет в газете. «Хорошо, — как всегда сдержанно обрадовался он, — как раз к памятной дате, дню гибели поэта, и выйдет». Мы еще поговорили о том, что он сможет предложить для публикации в очередном выпуске журнала «Новочеркасскъ», а в самом конце разговора Андрей Андреевич пригласил на презентацию своей новой книги. С присущей ему деликатностью и скромностью, характерно растягивая гласные, сказал: «Ну, пожалуйста, приходите, если сочтете возможным и нужным. Буду рад».
Презентация книги Андрея Данцева «Зеркало души» состоялась, как и было запланировано, в библиотеке
им. Пушкина 15 апреля. На девятый день после похорон автора книги, скоропостижно скончавшегося у себя дома в светлое пасхальное воскресенье. В Каминный зал библиотеки пришли те, кто лично хорошо знал Андрея Андреевича, работал с ним, общался или учился у него. Ученики Данцева, студенты ЮРГТУ, на презентации не выступали, но наверняка услышали много того, чего не знали о своем преподавателе.
Коллеги говорили о том огромном вкладе, который внес в философскую науку Андрей Данцев. Главное в его деятельности — философские вопросы химии, это та тематика, которой занимается очень мало людей в научной сфере, и смерть профессора Данцева — поистине огромная потеря для философской науки. Говорили о том, что в полной мере оценить, какой человек от нас ушел, можно будет, по меньшей мере, лет через десять. Именно так случается со многими выдающимися людьми, которые редко бывают признаны при жизни. Но знали Данцева не только как философа. Запомнилась прозвучавшая на презентации фраза: «Философия – порыв его ума. История, краеведение – порыв его сердца. Журналистика, поэзия – порыв его души». Кстати, в презентовавшейся на мероприятии книге ощущается именно этот восхитительный симбиоз, который всегда так привлекает читателя: взгляд мыслителя, способного в сиюминутном рассмотреть перспективу, романтика поэта, дотошность историка-краеведа, умеющего мастерски подать факты минувших дней через призму современности, по-журналистски свободный стиль и доступность изложения.
В коллективный портрет, стихийно созданный во время презентации, каждый из присутствующих внес свой штрих. «Мы испытываем гордость за наш университет, читая материалы Данцева по истории ЮРГТУ (НПИ). Он и сам стал частью этой истории», «В нем соединились энциклопедические грани таланта», «Он был выдающимся мыслителем современности», «Он прекрасно владел русским литературным языком, по которому мы все скучаем», «Он был щедр и доброжелателен, всегда откликался на просьбы», «Он умел пошутить, был отменным весельчаком и душой компании», «Он был постоянным автором наших изданий, его всегда читали с удовольствием». «Он не терпел зла, несправедливости, жестокости. С ним было легко жить, радостно воспринимать каждый новый день», — это уже о своем спутнике последних 10 лет жизни говорила Людмила Сергеевна Николаева.
«Был, откликался, умел»… Ранят сердце эти глаголы в прошедшем времени. Андрей Данцев много написал и опубликовал, немало еще осталось написанного и пока не опубликованного, но Людмила Сергеевна готова заняться этим нелегким трудом ради человека, которого любила. Печалит то, что еще больше осталось ненаписанного им.
…Когда в пятницу, 2 апреля, был сверстан материал Андрея Андреевича о Маяковском «Я с жизнью в расчете», на странице оставалось немного места, и мы прикидывали, что будет уместнее здесь поставить. Решили подождать до понедельника. В понедельник оказалось, что этого места как раз хватило на два некролога…К сожалению, так бывает…
Однако в нашем редакционном портфеле – больше двух десятков материалов, подготовленных специально для нашей газеты и переданных нам после смерти Андрея Андреевича Данцева. Он собирался долго с нами работать.
row['name']