Сегодня:

Кем быть?

Выбор профессии — как кросс по пересечённой местности: нельзя с точностью сказать, за каким холмом ждёт овраг и в чью больную голову пришла затея всё это устроить.

Ежегодно в России выпускаются миллионы молодых людей, большинство из которых — абитуриенты в вузы, колледжи, техникумы и всевозможные учебные заведения, коих в скором времени станет, наверное, больше, чем самих абитуриентов, учитывая скорости их открытия. Естественно, в условиях жёсткой конкуренции некоторые учебные заведения готовы бороться за каждого потенциального студента, независимо от желаний самого студента. По школам ходят представители — а иногда и агитбригады — различных средних и высших образовательных учреждений с надеждой и высокой целью привлечь поступающих, заинтересовать любыми доступными способами, причём желания и нужды самих абитуриентов вообще не рассматриваются — нам за это не доплачивают.
В такие жестокие времена и в администрации города не дремлют — создан центр по работе с молодёжью, молодёжный парламент из учеников старших классов, проводятся лекции, дискуссии на актуальные — по мнению неких работников вышеупомянутого центра, вероятно, — для вступающего во взрослую жизнь поколения темы. И эти «добрые люди» пропагандируют уже им необходимые истины о том, что молодёжь должна оставаться в нашем чудесном городе, получать специальности, востребованные всё в том же городе и закапывать свои собственные желания и амбиции, посыпая их белым пеплом и грунтом — для верности.
В общем, открывая весенний сезон охоты на выпускников, техникумы и вышеупомянутый центр по работе с молодёжью кооперируются, рассчитывая задавить если не аргументацией, то хоть числом. И получается, в итоге, нечто вроде той «дискуссии», которая имела место быть девятого апреля в библиотеке имени Пушкина.
Строго говоря, независимо от установок некоего регламента, с которым лично мне, как, впрочем, и многим моим сверстникам из различных школ, ознакомиться не дали, данное мероприятие можно разделить на три композиционные части: дифирамбы в адрес великого центра по работе с молодёжью, пародия на прения сторон и зачтение вывода, который никак не соотносился со всеми обсуждениями и, похоже, был написан — если не напечатан — задолго до начала этой «дискуссии».
Первая часть была наиболее утомительна, поскольку представляла собой зачтение не слишком-то выразительным и явно не приспособленным к ораторскому искусству голосом всех достижений за прошедший год, подобная рецензия изобличала всё направление дальнейшей деятельности — если не сказать бездействия, открывала подлинную натуру организаторов этого проекта и даже немного забавляла — минут десять в начале. Согласитесь, довольно нелогично срывать учеников старших классов с уроков (за что многие из этих учеников, несомненно, благодарны!) ради того, чтобы зачитать им достигнутые в прошедшем году успехи — неужто столь незначительные успехи, что их никто и не заметил без вашего доклада?
Но эта часть, в конце концов, исчерпала себя, уступив место следующей — самой, так сказать, дискуссии на тему профориентации молодёжи. Само очарование того момента, когда лицам, не достигшим восемнадцати, наконец-то предоставили слово, не покинет меня никогда — это было эпохальное событие! Наконец-то хоть кого-то из нас признали за человека — кто-то одного со мной возраста (пусть и не я — куда уж тут убогим!) мог в тот чудный день сидеть за одним столом со ВЗРОСЛЫМИ и РАЗГОВАРИВАТЬ. Да, тут я уже утрирую, но ход дискуссии сам собой располагает к подобному отношению, поскольку десятка два с лишним моих сверстников сидели напротив некоего собрания давно определившихся в жизни людей и с наивностью идиотов пытались доказать, что в стандартных системах отсчёта дважды-два всё же не равно пяти. Нет, серьёзно, выглядело именно так, по сути, потому что мы, возможно, и не слишком опытны, но даже нам понятно, что такое среднее — особенно, техническое — образование и куда с ним потом можно пойти, и как бы востребованы эти специальности ни были, мне лично, почему-то, не хочется после почти двадцатилетнего образования (а всё к тому и идёт, между прочим!) оказаться швеёй или поваром, и я сильно сомневаюсь, что родители любого сегодняшнего школьника, выпускника, студента обрадуются перспективе увидеть собственное чадо среди представителей этих престижных специальностей, спасибо, что ещё хоть о перспективах педагога не рассказали! Всё это невероятно нужные специальности, но потратив немалую часть жизни на учёбу, сдав не единожды проклятые выпускниками ЕГЭ и пройдя ещё немало кругов ада под общим названием «образование», немного обидно прийти к подобному результату, да и стоило ли корпеть над алгеброй, химией, физикой, иностранными языками и чем-ещё-там-администрация-школы-выдумает-вроде-МХК ради такого финала, как рабочая полезная специальность? Особенно умилял момент, когда затронута была постиндустриальная система и высокое развитие Японии, население которой может позволить себе практически стопроцентное высшее образование. А теперь честно, не стыдно ли вам, живущим в России — огромной, богатой практически всеми природными ресурсами стране с многовековой историей величайших достижений в самых различных областях — говорить о том, что Япония более развита, не стыдно ли допускать подобное? И кто-то ещё что-то говорит о моём поколении? О субкультурах, нежелании читать (о чём также было упомянуто кратко в той же «дискуссии»), неправильном образе жизни, интернет-зависимости и что-вы-там-ещё-растущему-поколению-в-претензии-ставите… Да, мы не читаем классическую бессмертную литературу, нам не нравится, нам скучно — хоть убейте — некоторые произведения читать, может, с возрастом поймём, а может, на нас бессмертные нетленки и погибнут, но мы хотя бы Донцову и Пелевина НЕ ЧИТАЕМ! И это не мы развалили страну, не мы сейчас сидим где-то, старательно изображая бурную деятельность, не мы развели такую бюрократию, что на почте нужно по три часа отстаивать ради того, чтоб счета оплатить или несчастное письмо отправить (да, представьте себе, мы тоже иногда отправляем и получаем письма — удивительно, да?) и вовсе не мы высаживаем клумбы в центре города, которые всё равно засохнут через пару месяцев, оставляя все остальные улицы вообще без асфальта.
И нам говорят что-то о профориентации и выборе актуальной профессии? Люди, сидящие перед нами в пиджаках и рубашках, распинаются о рабочих специальностях и агитируют идти на слесаря, инженера, посудомойку и белошвейку — оригинально! Мне просто интересно, почему простой вопрос о том, готовы вы ли вы променять свою профессию на простую рабочую специальность вроде водителя трамвая, например, остался без ответа? А он был задан — пусть и в других выражениях, и не надо жаловаться на слух — это смешно.
В заключение могу сказать, что из всех лиц старше восемнадцати приятными там были лишь представители местного телевидения, с молчаливой иронией наблюдавшие за этим трагикомическим действом. И было бы всё это смешно, если б не было так грустно! Я могу лишь посоветовать проводить подобные агитационные мероприятия в начальной школе — дети до десяти не так часто задумываются о собственных перспективах и легче поддаются (дурному) влиянию.
P.S. Специально для одной полагающей себя невероятно умной особы сообщаю, что из своего ущербного по всем статьям положения, несмотря на тот неописуемо скудный кругозор, который так старательно приписывают мне и моему поколению, я всё же знаю значения однокоренных слов «купаж», «купажировать» и «купажист», ассимилированных из французского, от слова «coupage» со значением смешивать и первоначально относившегося к смешиванию различных сортов вин для увеличения глубины и тонкости вкуса, так что предположить, чем же может заниматься на заводе по производству газированных напитков человек со звучной должностью «купажист», я в состоянии, и я не единственная в своём роде, просто некоторые взрослые абсолютно не желают считать людей, не достигших некоторого возраста, разумными и способными к последовательной мыслительной деятельности существами.