Сегодня: 27 февраля 5232, Пятница

Совсем скоро – Всемирный день поэзии. Праздник искусства, по праву считающегося одним из самых красивых, сложных и, одновременно, доступных широкому кругу ценителей. Ведь читать стихи можно в любое время, в любом количестве. А самые хорошие, любимые стихи мы носим постоянно при себе – в сердце. И никакие житейские передряги не могут нам запретить наслаждаться стихами.

В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, —
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы и шалости
Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Это Игорь Северянин. Это щемящее удовольствие, с которым уже никогда не расстанусь. Наверное, у каждого есть такие вот стихи-спутники, с которыми идут по жизни. Но если задуматься, когда появляются у человека любимые стихи, почему-то кажется, что случается это в молодости, возможно, даже в юности. И взрослеет человек, и строит свои отношения с миром, уже пережив целый набор маленьких душевных потрясений, вызванных хорошими стихами.
Сегодня, в век высоких технологий и точных наук, бытует мнение, что молодежь книг не читает, а уж стихов – и подавно. Чтобы представить, так ли это на самом деле, корреспондент «В» отправилась в школу №12, где поговорила о поэзии с учениками 8 и 10 классов. Оказалось, все не так печально – стихи юные новочеркасцы читают. И даже говорят, что им доставляет удовольствие это занятие.
Правда, как выяснилось в самом начале нашей беседы, за рамки школьной программы подрастающее поколение выходить не торопится. Среди наиболее популярных авторов — Пушкин, Лермонтов, Есенин. Из поэтов Серебряного века – Анна Ахматова. Всем этим классикам «крупно повезло» — сегодняшние школьники, оценив их поэтическое мастерство, познакомились не только с произведениями, которые были заданы для обязательного чтения.
— Мне еще Тютчев очень понравился, — отметила восьмиклассница Саша Козловская, я весь его сборник с большим удовольствием прочитала!
По соседству с Федором Ивановичем в «личном рейтинге» Александры находится Булат Окуджава – его стихи на днях проходили на уроке литературы. А еще девочкам, как ни странно, очень понравился «Василий Теркин». Поэму Твардовского все прочли с большим удовольствием.
— Стихи о войне вообще производят особое впечатление, — отметила Вика Редина, — лично я всегда читаю их с большим удовольствием. К этому, наверное, тема располагает.
Противоречивые чувства, как выяснилось, у моих собеседниц вызывает творчество Маяковского. Восьмиклассницам кажется, что Владимир Владимирович грешил отсутствием рифмы. И вообще, «больно непонятно» выражался. Начинаю спрашивать о поэтах двадцатого века, о современных авторах. Народ, в духе Александра Сергеевича, безмолвствует. Под конец признаются, что стихи о природе им тоже «не очень». Лучше, если есть события, сюжет.
Девушки из десятого класса, понятное дело, с удовольствием читают блистательных конкуренток – Марину Цветаеву и Анну Ахматову. Еще в нашем разговоре прозвучали имена хрестоматийных Пушкина, Есенина и Лермонтова. Тютчев на читателей этой возрастной группы, напротив, особого впечатления не произвел. Зато Маяковский у десятиклассниц получил более высокую оценку. Но, как ни прискорбно это отмечать, никто из моих собеседниц в своих предпочтениях не выходит за рамки школьной программы. Евтушенко? Смутно знакомая фамилия. Асадов? Не знаем такого. Черный? Белый? Это всего лишь цвета, а не Саша и Андрей, как кому-то могло показаться.
— У нас дома висит календарь, — призналась Марина Артенян, — лично мне очень нравятся стихи о временах года, которые там есть.
— А я как-то читала в газете статью об абортах и наткнулась на стихотворение на эту тему, — добавила Люда Мошкович, — оно на меня произвело очень большое впечатление. Автора я, правда, не запомнила.
На главный вопрос: «Что же должно случиться, чтобы вы стали интересоваться поэзией и читать ее активно вне зависимости от школьной программы?», девочки ответили, что у них должно быть много свободного времени и соответствующее настроение.
— Нет в них стремления самостоятельно искать интересных авторов, — комментирует ситуацию школьный библиотекарь Марина Тофтул. – Любопытства какого-то, потребности знакомиться с поэтами. Но это совсем не значит, что дети не умеют сейчас ценить поэзию. Мы часто проводим тематические вечера, посвященные кому-нибудь из авторов. Стоит немного рассказать о жизни писателя, прочитать пару его стихотворений, и все сразу приходят за его книгами, начинают учить его стихи. Как это ни печально, но даже великую поэзию современным детям нужно рекламировать.
Закончить хочу еще одним четверостишьем Игоря Северянина:

Восторгаюсь тобой, молодежь!
Ты всегда, — даже стоя, — идешь,
Но идешь постоянно вперед,
Где тебя что-то новое ждет.

Интересно, предполагал ли он, когда писал эти строки в 1914 году, что почти сто лет спустя эта самая молодежь будет идти вперед, не оглядываясь на его блестящее наследие?