В местах пересечения автомобильных и железных дорог дорожно-транспортные происшествия характеризуются, как правило, высоким уровнем травматизма и значительными материальными потерями. Несмотря на проводимую предупредительную работу на железнодорожных переездах положение с аварийностью на них не улучшается.
За 2009 год на территории Ростовской области зарегистрировано 8 ДТП с железнодорожным подвижным составом, из них 4 произошли с пострадавшими: 3 человека получили ранения и 2 погибло. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах является нарушение водителями пункта 15 Правил дорожного движения Российской Федерации при пересечении переездов, который гласит, что, подъезжая к железнодорожному переезду, водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду, а также обязан убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
В результате данных нарушений происходят наезды и столкновения поездов с автотранспортными средствами, погибают и получают увечья люди, разрушаются устройства и подвижной состав, на длительное время прекращается движение поездов. Водители транспортных средств не думают о личной безопасности, угрозе жизни пассажиров, о возможных тяжелых экологических последствиях.
За 2009 год на территории г. Новочеркасска выявлено 47 нарушений правил проезда через железнодорожные переезды.
Часть водителей в силу недостаточной профессиональной подготовки проявляют невнимательность, беспечность, а порой и преступную халатность в при управлении автотранспортными средствами: 63% столкновений на железнодорожных переездах происходят из-за проезда водителями на красный сигнал светофора, 21% — невыполнение требований дорожных знаков и 16% — личная невнимательность водителей.
Вот только один из последних трагических российских примеров. 28 января нового 2010 г. на регулируемом железнодорожном переезде без дежурного работника в пределах станции «Новая пустынь» участка Рязань-Кустаревка Московской ж.д. водитель автобуса «ПАЗ» выехал на переезд в непосредственной близости с поездом и допустил столкновение с ним. В результате происшествия 6 человек погибло и 7 получили ранения различной степени. Таких примеров можно привести множество, и тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий, связанных с пересечением автомобильных и железных дорог, говорит о высокой общественной опасности данных происшествий. В целях профилактики дорожно-транспортных происшествий и привлечения внимания водителей при проезде через железнодорожные переезды, обеспечения контроля за соблюдением безопасности движения на железнодорожных переездах и устранения недостатков в содержании переездов и подъездов к ним отделом ГИБДД УВД по г. Новочеркасску на территории обслуживания с 15 по 25 февраля текущего года проводится профилактическое мероприятие «Декадник безопасности движения на железнодорожных переездах».
Напоминаем, что ответственность водителей за нарушение правил проезда железнодорожного переезда наступает в соответствии с Кодексом об административных правонарушений РФ, а именно — ст. 12.10 «Нарушение npaвuл движения через железнодорожные пути»:
— ч.1 — Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишения права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев;
— ч.2 — Нарушение правил проезда через железнодорожные переезды, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере сто рублей;
— ч. З — Повторное совершение администpaтивного правонарушения предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год.
Уважаемые участники дорожного движения! Будьте бдительны и осторожны на железнодорожных переездах! Выполняйте требования светофоров и звуковых сигналов! Стремясь выиграть минуту, вы можете потерять жизнь!