Сегодня:

Гражданское общество

«Да простят меня мужчины – речь пойдет о женщинах».
Из выступления Аркадия Райкина.
«Берегите мужчин!»
Шуточный призыв советского времени.

19 октября
Раннее пробуждение. Море за окном поезда. Встречающий на перроне мужчина с плакатом «Женщины Дона». Бюст Лазарева. Поездка по утренней Лазаревской. Расселение. Всё! Можно немного доспать, чтобы потом, без перерывов и выходных, трудиться на семинаре. Честно: перерывы, конечно же, были – на сон, еду и немножко на море, но и в это короткое время мысли были заняты тем, ради чего нас собрали. И снился мне даже вездесущий гендер (правда, не в точном соответствии с терминологией).

20 октября
Со всего ЮФО на семинар по проекту «Включить в сферу внимания. Часть 2» собрались сюда сотрудники аппаратов Уполномоченных по правам человека субъектов федерации, правозащитники, преподаватели, журналисты. Краткое знакомство и мысли вслух: кто чего ждет от семинара.
— Багаж ожиданий мы собрали – как перед дорогой, — подводит итог тренер социолог Е.В. Машкова и пускается в путь:
— Что же мы будем включать в сферу внимания? Мы будем заниматься группами, дискриминируемыми по признаку пола. Нам нужно будет найти те сферы и области жизни, в которых либо тот, либо другой пол испытывает на себе дискриминацию. Мы будем работать во всех областях жизни. Мы будем смотреть, начиная от репродуктивных прав и репродуктивного здоровья и заканчивая взаимоотношениями в институте семьи, проблемы этих взаимоотношений, будем смотреть, как зарождаются и утверждаются гендерные стереотипы в нашем сознании и в сознании наших детей. Мы будем анализировать законодательство, будем смотреть, любые принимаемые меры государственной политики носят маркировку гендерной или не носят. Когда и какие решения приводят к какому перекосу. Мы выявим эти проблемные области. Нам захочется донести эти проблемы до всех. Нам нужно будет выработать ту аргументацию, которая была бы так легка, так проста, чтобы мы могли ее доносить в разные слои: студентам, взрослым, обратившимся за помощью, широкому кругу читателей…
В первый раз, в первой части проекта «Включить в сферу внимания» родилась программа гендерного развития Ростовской области. К сожалению, от хорошей программы до ее реального воплощения – много-много шагов (а когда еще подножки ставят…). И Елена Машкова говорит откровенно:
— Иногда право и жизнь существуют параллельно.
Впрочем, эта грустная нота не расхолаживает участников семинара. И после кофе-паузы все готовы к продолжению работы. И на предложение тренера «Кто готов пройти этот тренинг до конца? Перейдите на другую сторону зала!» переходят все. А потом начинают ходить группами.
— У кого двое детей? Трое? Четверо? Пятеро?
И такие есть в нашей группе – переходят, полные гордости.
— У кого в семье есть алкоголики и наркоманы?
Небольшая заминка, но перешли несколько человек.
— Кто испытывал домашнее насилие?
— Посещал центры репродуктивного здоровья?
— Кто замужем или женат?..
Остановка и обсуждение: кому какой шаг было трудно сделать?
— Трудно было признаться, что я разведена. Ведь такое отношение к одинокой женщине… Есть такая калмыцкая пословица: «Одинокую женщину, даже сидящую на верблюде, может унизить даже маленькая собачка».
— А у меня появилось чувство сопереживания, неясной тревоги за тех, у кого проблемы: война, домашнее насилие, репродуктивное здоровье…
Участникам семинара дано, казалось бы, совсем простое задание: сформулировать ответ на вопрос «Кто я?». Женщины пишут:
— Жена.
— Человек.
— Женщина.
— Личность.
— Хозяйка.
— Дочь.
— Педагог.
— Любимая.
— Мать.
— Начальник…
Мужчины:
— Муж.
— Патриот.
— Гражданин.
— Сын.
— Отец.
— Мужчина.
— Защитник.
— Охотник.
— Личность.
— Руководитель…
Определения повторяются, и вот уже тренер выводит общее: женщины назвали себя «мать» 9 раз, «женщина» — 10; мужчины – «отец» 5 раз, «мужчина» — 3.
— Это самое главное, – говорит Нина Панкратова, — больше всего назвали «мать»-«отец», «женщина»-мужчина». Если это ставить во главу угла, мы укрепим семью.
— Почти никто не назвал религию, — ни один человек не назвал национальность, — замечает Луиза Эскерханова. — Люди могут дружить и общаться без этого.
Большая группа делится на две малые. У каждой есть 15 минут. Одна должна сформулировать определение «гендер», другая – «дискриминация». С последним термином проще («кто-то кого-то унижает, не пускает…»), со вторым … очень хочется подглядеть в словарь!
Выслушав результаты наших терминологических изысканий, Елена Машкова объясняет непонятливым:
— Гендер – это пол, но не биологический, а социальный. Ребенок становится человеком, воспринимая нормы и правила: он как будто смотрит в социальное зеркало – общество. Происходит социализация – восприятие правил и норм. Гендерное восприятие – это восприятие правил и норм с точки зрения пола. Воспитание детей уже ведется по признаку пола. Механизмы этого – игрушки (у мальчиков – оружие, машинки, трансформеры; у девочек – куклы, посуда, наборы юной швеи и др.), одежда (у мальчиков – удобная для активных игр; у девочек – рюшечки, бантики)…
Елена Машкова прямо здесь и сейчас предлагает каждому … родить ребенка! Пол нужно выбрать и объяснить, почему желателен мальчик или девочка. Через несколько минут роженицы (роженщики?!) докладывают о результатах:
— Я хочу мальчика, потому что у меня есть опыт воспитания мальчика…
— … меньше хлопот…
— … продолжатель рода…
— … хочу воспитать настоящего мужчину…
— … реализовать себя…
— … будет друг отцу…
— … защитник…
— … добытчик…
— … сама хотела быть мальчиком…
— … ему легче жить…
— … любит маму…
«Родители» девочек вносят свое слово:
— … есть опыт воспитания девочки…
— … помощница…
— … послушная…
— … нежная…
— … всегда с мамой…
— … заботливая…
— … не дерется…
— … хочу быть тестем…
— … чтобы о ней заботиться…
— Это – наше представление о гендере, — подводит итог Елена Машкова, — как формочки в песочке. Мы уже приписали детям эти качества, задали форму. Культурная репрезентация пола – она существует независимо от того, есть эти дети или нет.
Разобравшись с гендером, переходим к дискриминации. Всем понятно, что это:
— Зло.
— Ущемление.
— Неравенство.
— Несправедливость.
— Унижение.
— Разделение.
— Первая ступень к расизму…
Но! Участники семинара находят здесь и положительную сторону:
— Двигатель общества…
— Побудитель роста…
С помощью тренера и знаменитого словаря Ожегова приходим к общему знаменателю: дискриминация – это ограничение в правах, лишение равноправия; незаконное обращение с людьми – с одними хуже, чем с другими.
И здесь – неожиданное. Как-то привычно говорить о дискриминации женщин, о защите их прав. Но Е. Машкова дает аудитории интересную информацию:
— В Семейном кодексе России и подзаконных к нему актах слово «мать» упоминается более двух тысяч раз, а «отец» — четыре раза (установление отцовства, алименты и выплаты). Или другая статистика: в «бомжатнике» побывали 3 тысячи мужчин и всего 16 женщин.
Выходит, что здесь таится мужская проблема, очевидно, мужчинам нужно помогать в этих случаях.
— «Давайте поможем этому полу» — это и есть гендерный паритет, — говорит тренер.
После перерыва – презентация доклада Елены Машковой, где звучат и вовсе «убойные» цифры. «А что делать? – задаются вопросом участники. – Можно ли поменять социальную политику государства? Или это все безнадежно?» И делают совсем уже грустные выводы: «Ростки гражданского общества убивают на корню… Маятник демократии качнулся в обратную сторону… Нам будто ведро на голову надели: там нарисованы картинки, а мы это за жизнь принимаем…».

21 октября
Рефлексия – иными словами, кто что думает о вчерашнем. Группа высказывается по кругу:
— Я понял, что проблема гендера шире, чем я ее себе представлял.
— Мне говорили, что едешь учиться, как баб строить против мужиков. А тут… даже, смотрите, «материнский капитал» — а почему не детский или семейный? Бюджет страны содержит гендерное неравенство!
— Многие воспринимали, что женщина пойдет на мужчину, а на самом деле это – совместная дорога по лестнице наверх, где всё должно уравновешиваться…
Е. Машкова дает задание четырем командам. Названия у них шутливые («Яблоки», «Груши», «Сливы» и «Виноград»), но дело серьезное. Нужно определиться: что вам нужно для счастливой жизни; какие права вам нужны для этого; в каких документах (конвенциях, декларациях) эти права прописаны.
— Мир, здоровье, стабильность, семья, работа, друзья, — называют «кусочки» счастья «Яблоки».
— Толерантность, право на отдых и творчество, — добавляет «Груши».
Свою лепту вносят остальные фрукты-ягоды. На большом листе бумаги начинают писать статьи документов.
— Цель этого упражнения, — говорит Елена Машкова, – сделать вопросы права личностными, показать, как закон связан с жизнью. Если мы не чувствуем боль других, нам нечего работать с правами человека. К сожалению, у нас часто действует закон силы, а не сила закона, право авторитета, а не авторитет права.
И потихоньку разгорается дискуссия: сказанное очень задело представителей аппаратов Уполномоченных по правам человека, а их тут немало. Становилось горячо, запахло обидами и взаимными обвинениями, но тут спокойно и решительно вмешалась Зоя Куразова из Чеченской Республики. И сразу пришла аналогия: женщина остановила войну. Все замолчали, а Зоя сказала:
— Работая в аппарате Уполномоченного, нужно быть в душе правозащитником. К нам приходили судьи, прокуроры – и не смогли работать. Я работаю в отделе по защите детства и материнства: они плачут, и я плачу. Я уже два инфаркта перенесла…
— Вот этому и посвящен наш проект, — заключила Елена Машкова. – Мы должны стоять на одних базовых ценностях – права человека.
А Валентина Череватенко напомнила всем миниатюру Аркадия Райкина:
— Он выходил на сцену: «Что я могу сделать? Я – один…». А потом выходил второй, третий… десятый… Мы должны выйти отсюда, зная, что каждый – не один. В аппарате Уполномоченного 2 человека, но в общественных организациях – больше. Давайте работать вместе. Мы для этого здесь, чтобы каждый мог сказать: «Я не один».
Эти слова прозвучали в полной тишине. При полном молчании. А потом раздались аплодисменты.
Нас снова четыре группы-команды. И каждой нужно нарисовать «Карту проблем региона». Ну, например, произошел распад СССР — что это повлекло за собой? На карту клеятся разноцветные стикеры: что хорошо? что плохо? Распад Союза – событие, само по себе отрицательное, но положительно то, что упал, наконец, железный занавес. Начал развиваться малый бизнес (хорошо), а с ним рядом – рэкет (плохо). Ухудшилась экологическая ситуация, началась утечка мозгов, ухудшились отношения между народами, но к нам хлынула новая информация, новый опыт, новая жизнь… Как это всё повлияло на взаимоотношения мужчин и женщин, на все другие стороны нашего бытия?
Участники семинара анализируют последствия не только распада Советского Союза, но и экономического кризиса, вступления в Совет Европы.
Доложили о своей работе и получили очередную порцию информации от Елены Машковой. Она подробно рассказывает об исследованиях по различным темам: реклама как средства воспроизведения гендерных стереотипов; насилие в семье; репродуктивное здоровье мужчин в экологически неблагополучном регионе. Результаты последнего, проведенного Башкирским медгосуниверситетом, вызвали буквально шок: если так пойдет и дальше, то человеческий род прервется – мужчины не смогут зачать детей!

22 октября
Участники семинара смогут внести свою лепту в социологические исследования по важнейшим темам. В последний день работы в Лазаревском Елена Машкова познакомила аудиторию с основными элементами методики и техники проведения исследования и сбора данных по гендерной асимметрии и нарушению прав. Каждый выбрал для себя тему. Теперь участники семинара разъедутся по домам и, получив анкеты из Союза «Женщины Дона», приступят к опросу земляков.
Словом, все инструкции даны, следующая встреча намечена на начало будущего года. А пока «Пирамида позитивных чувств» — оценка первого этапа тренинга.
— Я до приезда сюда жил в своем радужном мире, а теперь понял, как у нас всё запущено. Мне обидно, что я в большей степени не могу повлиять на ситуацию.
— Нашим правителям нужно учитывать гендерный аспект при формировании политики.
— Мы работаем в аппарате Уполномоченного по правам человека. Нам нужно по максимуму взаимодействовать с НКО.
— Рвусь в бой, получив тему исследования.
— Очень хочется посмотреть, что будет в конце. Побыстрее сделать и посмотреть.
— Я впервые оказался в таком окружении людей, которые занимаются тем, чем я хочу заниматься. Мне повезло: хочу этим заниматься!
— Всё, что с трудом рождалось, притиралось, составлялось из кусочков, сложилось в общую работу. Всё, что получилось, можно назвать одним словом: «Вместе!».
В выступлении многих звучала мысль: «Я здесь учился, я – ученик», на что Валентина Череватенко сказала:
— Многим хочется быть учениками. Не рассчитывайте, теперь вы все – эксперты!

В этот же день эксперты разъехались в разные города, села, станицы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, Чеченской Республики, Северной Осетии-Алании. Они уже включили в сферу внимания группы, дискриминируемые по признаку пола. И думают над тем, как им на деле помочь.