Сегодня: 2 мая 8231, Понедельник

— Мы зовемся «Ма-ра-но-лакс», — что-то вроде этого, запинаясь, произнесла я. Далее, поскольку деваться было некуда (меня уже назначили выступающей от племени), подглядывая в записи, отрапортовала:
— Вас много, но нам показалась, что вы не совсем вежливые и немного трусливые. Хотим предложить вашему племени заключить мировое соглашение. Мы можем вас научить готовить и охотиться. Можем рассказать вам о наших древних традициях.
Наталья взглянула в нашу сторону, как мне показалась, с «нелегким» недоумением. Она была настроена серьезно и начала объяснять довольно обстоятельно, что называется с чувством, толком и расстановкой:
— Мы белые лохматые охотники, рыбаки и земледельцы. Живем в пещерах, для развлечений у нас есть дельфины, на которых мы катаемся. Наше племя принимает серьезные решения на совете старейшин.
Если бы люди со стороны (непосвященные!) увидели эту картину, вероятно, решили бы, что тетки стабильно с ума сходят. Нам же на подобные реакции в тот момент было начхать. Мы вжились в образы, и будто бы действительно видели перед глазами не учителей и участниц семинара, а племена незнакомые, а от этого казалось, что враждебно настроенные. Мы искали подвох в каждом сказанном «чужачками» слове:
— Уж не знаю, каким еще способам охоты и готовки вы можете нас научить?! — возмутилась моя оппонентка.
Кто-то хихикнул, но я не отступала:
— Ну, вы согласны на мировую?
— Да, если вы согласны на совет старейшин! – парировала Наталья.
Я переглянулась с соплеменницами, замялась и, скрепя сердце, ответила:
— Если не будут ущемлены наши права, то согласны!
В ответ кто-то обронил:
— Вы согласились подчиняться нашему совету старейшин?!
И тут началось самое страшное. Хотя пришло время идти на ужин, мы совершенно не собирались останавливать игру на этом этапе, потому что никак не могли определиться, кто же кого собирался обмануть и у кого это в результате все-таки получилось.
Психологи буквально кричали «брэйк», стоп, хватит. Они пытались нас перепутать, перемешать, для этого подняли всех со стульев, дали установку кружиться. Уловка не дала результата: когда разрешили снова сесть, мы не плюхнулись куда попало, а каким-то чудесным образом снова «сбились» в те же племена.
Потом вместе с психологами, ведущими семинара «Шире круг, народная дипломатия в действии» Натальей Константиновной Беликовой и Галиной Валерьевной Кондрат мы начали процедуру рефлексии, то есть проговаривали чувства и эмоции вслух. Без серьезной рефлексии, как объяснили специалисты (и как поняли позже мы), после такого, казалось с первого взгляда, безобидного, упражнения и до ссоры недолго.
— Ах, вы нас все-таки надули? Я уже и не знаю, правильно ли сделала, что с вами согласилась! – начала я.
— Признай, они нас дипломатично «сделали»! – «плеснула масла» Инна.
Наталья и противоположное племя стояло на своем:
— Вы к нам пришли, еще учить нас собрались! К тому же отказываетесь от нашего совета старейшин?!
Психологи, даже не совещаясь, поняли: «разборки» надо заканчивать, поэтому предложили продолжить обсуждение в другой раз.
На следующий день мы как обычно встретились и общались, как ни в чем не бывало. Однако после обеда, когда пришли психологи, по их заданию мы вновь приступили к анализу вчерашнего упражнения. Эмоции уже не захлестывали, но как мне показалось, некоторым было необходимо высказаться, ведь волнения еще не остыли.
— Это вы нас вчера пытались столкнуть лбами? – спросила одна из участниц, обращаясь к психологам. Они улыбнулись:
— Вы хотите переложить ответственность на нас?
Далее мнения высказывались по кругу (и, конечно, по желанию):
— Нет, мы и сами хороши! Я всех здесь считаю близкими, и вдруг меня стало волновать, почему кто-то не соглашается жить по нашим правилам.
— Как все хорошо было! Зачем надо именно так день заканчивать?
— Я поняла, что надо более подробно все объяснять. Ведь иногда то, что понятно тебе, может остаться не ясным для другого.
— Меня удивило, что людьми, в том числе и мной, так легко манипулировать!

Вот так на повышающем квалификацию семинаре, втором в рамках проекта «Шире круг, народная дипломатия в действии» временно пошатнулся, казалось бы, крепкий дружественный настрой учителей из Чечни, Ингушетии и Ростовской области.
Началось все еще летом, на осенних каникулах состоялся второй этап продвижения идей укрепления толерантности и развития миротворчества одновременно в трех республиках. На втором семинаре проекта первую половину дня учителям читали увлекательные лекции, темы скучными не казались, тем более содержание и способ подачи сухими не были. Информация некоторых занятий стала интересна участницам не только как педагогам и психологам, такие знания пригодятся и в обыденных жизненных обстоятельствах.
Вторую же половину дня участницы семинара, впрочем, как и в прошлый раз, много «игрались». Для них тщательно отбирали различные практические задания, многие «со вторым дном». Одним из таких как раз и оказалось подробно расписанное выше упражнение – своеобразная «проверка на толерантность». В нем мы все вернулись в первобытное состояние, тогда — то и попались.
Шутки шутками, игры играми. И все же, какими дремлющими в нас инстинктами мы чуть не захлебнулись? Можем ли мы руководить своими чувствами или чувства в любой момент возьмут над нами верх?
Следующие толерантно-миротворческие шаги будут предприниматься весной в том же самом сплоченном составе учителей из трех республик, организаторов из Союза «Женщины Дона» и психологов из организации «Анима». Надеюсь, что мы осознаем опыт «недетских» игр и больше не поддадимся на чьи-либо провокации.