Сегодня:

Память, память, за собою позови… Худенькая женщина перебирает тонкими пальцами стопочку пожелтевших фотографий. На них – вся ее жизнь, множество радостей и огорчений. Но радостей все-таки больше.
— И когда они только прошли, все эти годы, — задумчиво говорит Анастасия Кирилловна Гусева, и улыбка чертит морщинки на ее лице, — кажется, я столько не жила.
Первого декабря Анастасия Кирилловна отпраздновала свой девяностый день рождения.
— Я родилась и выросла в Брянске, — рассказывает Анастасия Кирилловна, — там же познакомилась с Колей, мужем. Свадьбу сыграли в 1939 году, а вскоре началась Финская война. Муж – на фронт, я — за ним, по гарнизонам. В 1940-м, в Финляндии, родилась Раиса, наша первая дочь.
Не успели супруги с маленькой Раей вернуться в Брянск, как началась Великая Отечественная война. Николай Яковлевич, оставив жену в ожидании второго малыша, снова ушел на фронт. Всю войну Анастасия Кирилловна провела в Брянске, пережила с детьми оккупацию.
— Когда папа вернулся, я его не узнала, — вспоминает старшая из дочерей, Раиса Николаевна, — а Аня, которая его никогда не видела, бросилась во двор, кричит: «Папа, папа приехал!» Так мы все его ждали. Он пришел весь в медалях, защищал Сталинград, принимал участие почти во всех крупнейших битвах.
После войны семью отправили в Кенигсберг (сейчас – Калининград), там начальник штаба артиллерийского полка Николай Гусев прослужил до выхода на пенсию, ему даже присвоили звание «Почетный гражданин». Потом он перевез семью поближе к своим родным в г. Шахты.
У Гусевых к тому времени было пятеро детей — четыре дочери и сын, требовалось крупногабаритное жилье. Почти сразу им предложили строить собственный дом. К зиме Николай Яковлевич и Анастасия Кирилловна уже праздновали новоселье.
— Помню, как мама шила нам пальто из сукна, которое полагалось всем офицерам в виде пайка, а мы, девочки, передавали его друг другу по мере того, как подрастали, — рассказывает Зоя Николаевна, третья дочь. — Мама вообще всегда была большая рукодельница, постоянно ходила на какие-то курсы для жен офицеров, шила, вышивала, вязала. Многие вещи, сделанные ее руками, передавались у нас из поколения в поколение. У меня, к примеру, очень долго висели мамины шторы, расшитые маками невероятной красоты.
Вообще, семья Анастасии Кирилловны всегда выделялась своей сплоченностью и хорошими традициями. Все дети прекрасно учились в школе, а потом и в высших учебных заведениях. Дома именно мама ввела порядки, которых придерживаются до сих пор: никакой грубости по отношению друг к другу, на первом месте в отношениях – поддержка и взаимопомощь.
На вопрос о том, как нужно воспитывать детей, чтобы они выросли хорошими людьми, Анастасия Кирилловна только улыбается и пожимает плечами:
— Они же у меня все замечательные, самые умные, самые хорошие. Таких детей и воспитывать особо не приходилось, они просто «впитывали» наш с мужем пример – уважительное отношение друг к другу, доброту, участие.
А какие праздники устраивала большая семья Гусевых! Дети ставили импровизированную сцену и вместе с родителями готовили для гостей самые настоящие концерты и спектакли! Анастасия Кирилловна отвечала за угощение – ее поистине знаменитые пышки так и не смогла «воспроизвести» ни одна из дочерей, а ведь все они – прекрасные хозяйки!
— У Раи пышки получаются очень похожими на мамины, но все равно не такие, — улыбается Зоя Николаевна.
И сейчас, когда Анастасия Кирилловна уже больше десяти лет живет у дочери в Новочеркасске (когда умер отец, Зоя Николаевна забрала маму в свой дом), дети вспоминают, что их маме каким-то чудом из года в год удавалось вырастить самые красивые и крупные помидоры, приготовить самые вкусные домашние заготовки на зиму. А ее любимые цветы, флоксы, даже цвели, кажется, дольше, чем в соседних палисадниках.
— Так ведь я все это делала для родных людей, — объясняет Анастасия Кирилловна свои успехи.
Сейчас пришло время детям заботиться о своей матери. Анастасия Кирилловна, живя у дочери, сохранила часть своих прошлых привычек. Например, она еженедельно, по заведенной еще мужем традиции, читает его любимую газету. А теперь у нее появилась возможность каждую среду читать городской еженедельник «Новочеркасские ведомости», годовую подписку на который в честь ее юбилея подарила редакция газеты. Каждое утро Анастасия Кирилловна 40 минут посвящает зарядке, без нее, говорит, бодрости нет. О том, что нужно делать, чтобы сохранить силы и ясный ум в таком почтенном возрасте, именинница говорит:
— Не пить, не курить, стараться не забывать о спорте. А главное – в любой ситуации сохранять надежду на лучшее.
Все дети Анастасии Кирилловны живут в разных городах и видятся не так часто, как хотелось бы. Но есть в году один праздник, который вот уже почти 65 лет для этой семьи является самым святым и почитаемым. В День Победы все оставляют свои дела и домашние заботы и приезжают к маме поздравить ее с любимым папиным праздником. Прилетает даже сын Сергей, который последние 12 лет живет со своей семьей в Израиле. Собираются внуки и правнуки, которые без преувеличения обожают бабушку. За накрытым столом Анастасия Кирилловна смотрит на свою все увеличивающуюся семью, и с легкой грустью вспоминает Николая Яковлевича, который не дожил до этого дня.
В этом году вся семья соберется еще и на юбилей бабушки. Девяностолетие Анастасии Кирилловны очень символично соседствует с Днем матери, праздником таких нежных и заботливых женщин, как она. Дети и внуки нашей героини просят у судьбы только одного – чтобы и в следующий свой юбилей мама сидела во главе большого праздничного стола.
row['name']