Сегодня: 29 января 9448, Суббота

Мы все взрослеем и стареем. Телом. Душой стареют не все. Каждый возраст многолик. Я знаю 6-летнего малыша, который всегда ворчит и кряхтит, как семидесятилетний старик. Я знаю сорокалетнюю женщину, которая с удовольствием на пару с внучкой играет в куклы. А еще я знаю человека, который с достоинством и гордостью несет свой солидный возраст – 78 лет. И при этом в разговоре нередко употребляет молодежный сленг и может процитировать Пелевина (правда, не потому, что любит, а потому, что интересно понять, что пишут эти новомодные авторы). О Зинаиде Павловне Слабко мне рассказали знакомые. Это люди разного возраста и положения. Но они все говорили одно – Зинаида Павловна – учитель, который учил не правилам, а тому, как понять саму жизнь и как вести себя в ней достойно. Любопытство сыграло свою роль – и вот назначена встреча, подготовлены вопросы…
«Почему немногие пожилые люди сохраняют такую светлую улыбку, – думала я, слушая рассказ Зинаиды Павловны о себе, — и ведь судьба непростая, и жизнь нелегкая, и профессия, отнимающая столько сил… А человек светится, улыбается и смеется».
– Потому что такой характер, – выдает свой секрет Зинаида Павловна, – люблю смеяться и радоваться. А что, с годами это должно проходить?
Зинаида Павловна родилась в 1931 году в Донбассе. Когда грянула война, семью хотели эвакуировать на Восток. Но поезд попал под бомбежку. Семья оказалась в оккупации – спасались в деревне под Курском у родственников. О тех тяжелых днях Зинаида Павловна вспоминает со слезами на глазах: «Каждый день мы видели этих солдат, жили в страхе. В нашей деревне стояли чехи и словаки. Помню, что от одного из них – его звали Павел — мы узнали о Сталинграде. Он обошел полдеревни с рассказом о победе наших войск. Каждого просил не говорить о его визите, но именно с того дня мы все жили в ожидании скорой победы».
После войны семья вернулась на Украину. В Новочеркасск девушка приехала поступать в педагогический институт. В 1952 году пришла работать в школу. И вела уроки русского языка и литературы на протяжении полувека.
— Вы были добрым или строгим учителем?
— Я старалась быть справедливой. К детям надо относиться справедливо. Я не очень верю, когда говорят, что своих учеников надо любить. Это ведь очень тяжело – любить чужих детей. А быть справедливой, хорошо к ним относиться, нужно. От меня никто никогда не слышал грубого слова, я к каждому пыталась найти подход.
— За пятьдесят лет работы Вы стали свидетелем всех изменений, которым подверглась система образования. Как Вы их оцениваете?
— Не скажу, что я против реформ – они были нужны. Но не со всем я согласна, не все правильно. Изменения должны быть постепенными. Хотя с введением системы Единого государственного экзамена я согласна. Почему-то многие родители полагают, что их детям легче написать выпускное сочинение, чем ответить на вопросы теста, которые базируются на знании правил. А кто у нас учил правила? Многие дети в своих знаниях родного языка полагаются ни интуицию, а потом не могут объяснить, почему слово «дочь» пишется с мягким знаком.
В доме Зинаиды Павловны очень много книг – наверное, так и должно быть в доме учителя литературы.
– А Вы сами кого читаете?
– Очень люблю русскую классику – Чернышевского, Тургенева. Читаю книги современных популярных авторов. И знаете, что поняла, когда после них взяла поздние романы Тургенева? Их герои – наивные, светлые, прекрасные люди. А после книг новомодных авторов хочется сразу пойти в ванную и вымыть руки – избавиться от всей этой грязи, которой они описывают нашу жизнь. Да они так далеки от настоящей жизни! Вот и возникает проблема – что читать детям? «Войну и мир» они еще не понимают, герои Тургенева им скучны…
На мою просьбу открыть свой секрет, как сохранить такой интерес к жизни, Зинаида Павловна улыбается – и в этой улыбке читаешь многое. «Я просто люблю жизнь, люблю близких – детей и внуков. Мне небезразличны люди, которые рядом. Я очень люблю свою работу, поэтому до сих пор занимаюсь с детьми. А еще я ценю все преимущества своего возраста – ведь можно делать то, что хочешь – читать любимые книги, общаться, встречаться с учениками. И подводить некоторые итоги. Своими я довольна. И не стоит жалеть об упущенных возможностях и горевать о прошедшем – ценить нужно каждый момент своей жизни». И еще раз подтверждает это словами: «Пользуясь случаем, я хочу передать привет всем моим ученикам, пожелать им всего только хорошего, доброго и светлого. А своих коллег поздравить с наступающим Днем учителя. Спасибо вам за такую прекрасную возможность».
row['name']