Плата и расплата
Начало 2009 года отмечено в нашем городе не только мировым кризисом и угрозой свиного гриппа, но и активным наступлением коммунальных служб г. Новочеркасска на товарищества собственников жилья (ТСЖ ). Наверное, аббривиатуру «ТСЖ» справедливо расшифровывают как задачу: «Теперь Сгноим Жильцов» (есть и другая расшифровка, но она нецензурная) . Это не просто слова, а уже конкретные действия руководства МУП «Водоканал», МУП «Теплосети», МУП «САХ», ООО «ДЭС» под единым лозунгом «ПЕРЕЛОЖИМ СВОИ МНОГОЛЕТНИЕ НЕ РЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПО БОРЬБЕ С ДОЛЖНИКАМИ НА ТСЖ». Только этим можно объяснить навязываемые под угрозой прекращения поставки услуг незаконные условия договоров на поставку производимых ими ресурсов. При этом используются все способы (причем в основном не законные): угрозы отключения коммунальных услуг, отказ от опломбирования индивидуальных счетчиков потребления воды, отказ в выдаче абонентских книжек и т.п.
Разве можно ТСЖ выполнить требования договора МУП «Горводоканала» по п. 2.3.13, а именно: «Иметь не менее двухсуточного запаса питьевой воды» (???). Что, ТСЖ должно создавать хранилища на несколько тысяч кубов? Или по п. 2.3.11 «Ежемесячно представлять сведения об изменении численности проживающих». Что, предлагает МУП «Горводоканал» проводить облавы? И в каком документе эти функции возлагаются на ТСЖ? В ст. 135 ЖК РФ таких функций нет. Эти действия руководства коммунальных служб были рассмотрены на совещании у мэра города, но ситуация до настоящего времени не изменилась. Более того, в последних своих ответах на многочисленные жалобы мэр г. Новочеркасска призывает председателей ТСЖ работать в правовом поле, а положительные решения, принятые судебными органами в пользу законных требований ТСЖ не считаются правовыми?
Странную позицию занял «рупор Администрации» — газета «Новочеркасские ведомости»: прежде чем опубликовать в № 27 (9945)от 8-14 июля 2009 г. и продолжать публиковать угрожающее объявление МУП «Тепловые сети», уважаемый главный редактор, убедитесь в законности угроз, прочитав п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ. И еще: непонятны Ваши выводы по встрече руководителей г. Новочеркасска и его коммунальных служб с председателями городских ТСЖ. Как понимать фразу вашего корреспондента Д. Гагина: «Вот только многие председатели исполнителями услуг себя решительно не видят и ссылаются на вынесенные в их пользу судебных решений». А что, судом приняты незаконные решения или городской суд не авторитет для городских служб, а вынесенное решение относится только к одному истцу? Ну тогда читайте решения арбитражных судов, где черным по белому написано, что «ТСЖ не производит реализацию энергоресурсов, работ и услуг своим членам и не потребляет их само…».
Удивительную статью опубликовала газета в № 30 «Нет договора — нет обязательств», где зам. директора МУП «Тепловые сети» утверждает, что «… сети нашей организации присоединены к общедомовым сетям, которые не являются собственностью жильцов…». Глубокоуважаемый В. Моиссев, прочитайте п. 1 ст. 36 ЖК РФ, где четко сказано, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общедолевой собственности все инженерные коммуникации, а ТСЖ, как указывается в п.п.1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ, может «заключать … договоры об оказании коммунальных услуг … в интересах членов товарищества», что подтверждено и в решениях Высшего арбитражного суда РФ, в которых определено, что «ТСЖ не является энергоснабжающей организацией, не имеет в собственности энергоподающих и энергопринимающих устройств, так как долевая собственность на общие энергопринимающие устройства существуют у членов товарищества». Уважаемый главный редактор газеты «Новочеркасские ведомости»! Странная у вас позиция не видеть действительности: жители города выражают недовольство, ищут защиты везде, где можно, а в ваших публикациях «тишь и гладь» или только ласкающие душу материалы коммунальщиков или работников ДГХ.
Почему-то пока с ОАО «Горгаз» осложнений нет, хотя они и пени взимают, и договоров с ТСЖ заключать не надо, и также подают свои услуги по общедомовым системам. И еще: интересно читать информацию о должниках ООО «Жилремонта» в газете «Новочеркасские ведомости», информирующей о многотысячных долгах жильцов, что наглядно демонстрирует многолетнее бездействие коммунальных служб в отношении должников. Почему производители услуг не принимают меры к погашению многолетних долгов? Правда иск давности, равный трем годам, уже для многих прошел, и городу можно только сожалеть о потерянных миллионах. Может, лучше было бы опубликовать решения суда о взыскании долга хотя бы с одного должника, конечно, если эти деньги нужны коммунальным службам и городу, или опубликовать разъяснения прокурора о последствиях неуплаты за коммунальные услуги и санкции, которые могут быть применены к должникам с многотысячными долгами.
Не понятна позиция Администрации и мэра в отношнении рациональной организации оплаты коммунальных услуг. В течение многих лет в городе была отработана система единой квитанции оплаты коммунальных услуг. В этом мы были одними из первых в стране. Жителям стало удобно платить сразу, в одном месте и за все услуги, и вопросы уяснять в одном месте. Но с 2009 года постепенно стали исчезать строки платежей в квитанциях ЕИРКЦ: то исчезла строка платы за вывоз ТБО, затем на месяц — оплата за отопление, теперь водоснабжение и водоотведение.
Почему-то раньше все это входило в сумму оплат, вносимых жильцами за услуги коммунальных служб, а теперь за абонентские книжки — платите, за перечисления денег – платите, за оплату (?) платежей опять платите, не говоря о том, что никаких работ по обслуживанию внутриквартирного обслуживания устройств не производятся. На просьбу председателей ТСЖ ознакомить с калькуляцией тарифов службы отвечают гробовым молчанием. Создается впечатление, что ТСЖ готовят к большим неприятностям со стороны налоговых служб. Уважаемые депутаты! Вы голосовали за нормативы по коммунальным услугам, разберитесь: за что вы голосовали. Ведь скоро выборы, и, решая вопрос, выбирать ли вас на следующий срок, жители, ваши избиратели, об этом вас спросят, а учитывая численность членов ТСЖ, их голоса могут быть определяющими. На сегодняшний день ни один депутат не поднял вопрос по положению ТСЖ в городе.
Жителям города до сих пор никто внятно не объяснит: почему количество вывоза ТБО зависит от квадратных метров, а не от количества проживающих лиц, которые и «создают» ТБО.
Да, Правительство приняло решение, но и оно может ошибаться, и, если с этим народ не согласен, вы, слуги народные, должны нас защищать, а не применять принцип «одобрям-с». Может быть, авторы этого «гениального» решения учитывают то, что ТБО образуются от разрушения квартир и домов, которые, до создания ТСЖ, не ремонтировались муниципальными службами в течение нескольких десятилетий и их надо вывозить? Тогда все «правильно»: городские власти разных времен довели дома до разрушения, а оплачивать вывоз отходов от разрушения должны жильцы, которые исправно платили за все виды ремонтов всю свою жизнь. Но строительный мусор в ТБО не входит. Или живущие расплачиваются за умерших, законно получивших большие площади? Жаль, что нет в живых Н.В. Гоголя, он бы продолжил похождения Чичикова по учету мертвых душ, которые продолжают «создавать» ТБО, а МУП «САХ» в поте лица их вывозит.
Не понятно, почему нарушаются законные права ТСЖ, созданных для обслуживания дома и его ремонта, а не для продажи услуг своим членам (ст. 18 Закона о ТСЖ) и оплате услуг собственников по вывозу ими создаваемых в квартирах ТБО?
Почему прокурор города (правда еще не новый, а его предшественник) на просьбу председателей ТСЖ проконтролировать правомерность действий руководителей коммунальных служб предлагал всегда решать почти все вопросы только в судах?
На каком основании долги собственников жилья по коммунальным услугам коммунальные службы, имеющие в своих штатах юристов и даже юридические службы и не обеспечившие погашение долгов в течение нескольких лет, пытаются записать в должники ТСЖ и погашать долги за счет членских взносов членов ТСЖ? Что, для них решение Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ о том, что ТСЖ не являются энергоснабжающей организацией, не имеет в собственности энергоподающих и энергопринимающих устройств, а обязательные платежи являются средством возмещения издержек на обслуживания дома и его ремонта, а не продажей ТСЖ услуг своим членам?
Почему руководители коммунальных служб не учитывают п. 6 ст. 135 ЖК РФ, а именно — ТСЖ не отвечает по обязательствам членов товарищества? Ведь обязанность граждан — членов товарищества, а не ТСЖ, своевременно и в полном объеме оплачивать коммунальные услуги, что записано в п. 1 ст. 153 ЖК РФ, да и в хозяйственную деятельность ТСЖ, согласно ст. 152 ЖК РФ, сбор коммунальных платежей и контроль за должниками не входит.
По-своему, в угоду коммунальных служб, трактуется Постановление Правительства № 307 от 23.05.2006 года, опубликованное в газете «Новочеркасские ведомости» № 20 от 20-26 мая 2009 года, а именно: «Исполнитель» в Постановлении определяется как «… производящий или приобретающий коммунальные услуги… », а им «МОГУТ БЫТЬ … товарищество собственников жилья… », но только в том случае, если оно производит или приобретает коммунальные услуги, но этим ТСЖ не занимаются. Почему-то авторы информационного бюллетеня не обращают внимание на п. 7 Постановления и особенно второй абзац Постановления, где сказано: «СОБСТВЕННИКИ помещений в многоквартирном доме … вносят плату за приобретенные у РЕСУРСОСНАБЖАЮЩЕЙ организации объемы воды, электрической энергии и т. п.… ». ТСЖ такими собственниками также не является, а в п. 52 (з) Постановления значится: «Потребитель» (т.е. собственник) обязан: з) своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги». Что касается организации оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем в Постановлении ничего не сказано, то в связи с многочисленными обращениями потребителей и исполнителей Минрегиона РФ своим письмом от 02.05.2007 г. № 8167-ЮТ/07 «О внесении платы за жилые помещения и коммунальные услуги» в разделе 2 подраздел «б», сообщает, что порядок оплаты устанавливают «органы управления ТСЖ », т.е. собранием членов ТСЖ, а не ресурсоснабжающей организацией.
В защиту прав ТСЖ выступил Высший Арбитражный Суд РФ, который в 2007 году, обобщив судебную практику по налогооблажению ТСЖ, сделал окончательный вывод, которым теперь руководствуются все арбитражные суды РФ: «прямые договора с потребителями должны быть не только при непосредственном управлении, но и при управлении ТСЖ (это не исключает возможности привлечения агентов для сбора платежей абонентов для сбора платежей абонентов поставщиками коммунальных услуг). Почему-то это в городе не принимается к действию.
У трудового народа, которого долгое время «кормили» обещаниями сделать ремонт, сложилось впечатление, что чьей-то задачей ставится «похоронить» ТСЖ и вернуть в свой «бездонный карман» собираемые денежные крохи ТСЖ. А очень жаль, ведь во многих ТСЖ за короткий срок уже сделано много: починена крыша дома, заменены забитые и проржавевшие водяные и канализационные стояки, приведены в порядок щитки электроснабжения, благоустроена прилегающая территория и т. д. Задачи, возложенные на ТСЖ, с трудом, но решаются. Сегодня ТСЖ на финансовую помощь города не надеется, и очень хотелось, чтобы городские власти помогали в организационных вопросах. ТСЖ признает, что напор административного ресурса на разрозненные ТСЖ города выдержать очень трудно, а созданная Ассоциация ТСЖ пока только «достигает взаимопонимания (не известно в чем) с Администрацией города и поставщиками ресурсов». А чего она достигла, пока не видно, ведь ни одного изменения в позициях Администрации и руководства коммунальных служб с начала года не произошло.
«Все будет хорошо» — может быть, но только для кого? Не для жителей, ведь если МУП «Теплосети» отключат тепло и горячую воду, МУП «Горводоканал» — воду и водоотведение, ОАО «Донэнергосбыт» — электричество, МУП «САХ» перестанет вывозить ТБО, то хорошо будет только тем, кого все это не касается.
Возникает главный вопрос: ДЛЯ ЧЕГО СОЗДАВАЛИСЬ ТСЖ? Для решения задач совместного управления комплексом недвижимого имущества дома, позволяющих создать нормальные условия для жителей, или для решения многолетних проблем коммунальных служб? На сегодня создается впечатление, что для решения проблем коммунальных служб.
Для ТСЖ в Новочеркасске создается тяжелая обстановка, и может пора Администрации Ростовской области разобраться в «действиях» Администрации г. Новочеркасска по выполнению ст. 165 Жилищного Кодекса РФ.
Мы не можем подписаться под этой статьей (хотя согласны подписаться очень многие), потому что городские власти сразу направят к нам бесчисленное количество комиссий (уже не раз направляли), которые обязательно найдут нарушения — правда оставленные в наследство ТСЖ городскими службами, которые ранее десятки лет отвечали за содержание жилого фонда.