Сегодня:

Есть у Натальи Лебедевой, актрисы Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской (Казачьего драматического театра) из города Новочеркасска, любимые поэтические строчки Анны Ахматовой. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда». Вот так же, считает актриса, рождаются и роли: из самых невероятных жизненных ассоциаций и фантазий.
Остановившиеся зрачки, резкие, порывистые движения и агрессия, как способ существования в этом непонятном, а потому страшном мире. Элен Келлер, слепоглухонемая девочка, героиня пьесы У. Гибсона «Сотворившая чудо», предстает перед зрителем в начале спектакля поистине как полузверь, получеловек. Такой играла ее Наталья Лебедева, ко дню премьеры студентка-второкурсница Казачьего курса Ярославского театрального института. А когда, пройдя через сложные сценические коллизии, в финале Элен мучительно, клокочуще произносит первое в своей жизни слово «вода», зрительный зал неизменно взрывался аплодисментами. Первый шаг Элен от полузверя к человеку стал для Натальи Лебедевой тоже по–настоящему значительным шагом в актерскую профессию на тернистой тропе Мельпомены, которая до этого не очень жаловала Наталью своим вниманием.
В городе Георгиевске Ставропольского края до сих пор нет профессионального драматического театра. Обычные жители вполне обходятся выездными спектаклями краевого академического театра драмы, но что делать девчонке, которая уже давно поняла, что ее место там, на сцене? Пока училась в школе, пробовала себя в народном театре юного зрителя при местном Дворце культуры. Играла отважных пионерок и маленьких разбойниц, но вот школа окончена и остается одно – ехать в Москву и поступать во все театральные вузы. На меньшее Наталья была не согласна. Тем более что для экзамена она уже выучила наизусть целый монолог, да еще какой — Антигоны из одноименной пьесы Ж. Ануя. Жребий был брошен!
Сколько слез радости и отчаяния видели двери престижных московских театральных школ! Для одних они гостеприимно распахивались, другим, казалось, усмехались в спину: не обижайся мол, не судьба! Вот так жизнь первый раз испытала на верность профессии и Наталью – она не прошла третий тур. А затем еще один провал на вступительном экзамене на театральное отделение Ростовского училища искусств.
— Когда ехали с мамой в трамвае на вокзал, я первый раз в жизни упала в обморок, — вспоминает Лебедева, — а потом, придя в себя, сказала: я все равно буду актрисой. Бу — ду!
Такая уверенность в своем предназначении, неистовое желание преодолеть все препоны и максималистское стремление жить только по своим собственным правилам свойственны многим сценическим героиням Натальи Лебедевой. Притом характеры героинь, порой, прямо противоположны. Монахиня Иоанна из спектакля «Пьемонтский зверь» по пьесе–притче А. Курейчика, все время балансирует на гране безумия. Она как будто предчувствует свою мученическую смерть на костре, уверена — это ее судьба, ее путь, ее предназначение. А по сравнению с таким испытанием все другие не страшны. Ведь ее ждет волшебная страна Рез. Роль неистовой Иоанны, по словам актрисы, стала для нее исповедальной.
Иная судьба, иной характер, иные выразительные средства – роль Королевы в спектакле «Стакан воды» по пьесе Э. Скриба. Растерянной, слабой женщиной предстает Королева в начале спектакля. Ее государственная воля подавленна властной герцогиней Мальборо, оставляющей Королеве лишь право поставить свою подпись под готовым документом. Что же касается любви, то Королева любит не столько реально Мешема, сколько выдуманный ею идеал мужчины. Но самое главное – любит, а значит надо что-то делать, что-то решать. Актрисе органично удалось передать боль, с которой Королева вынуждена отказаться от личного счастья во имя государственного долга. Реплики Королевы звучат более жестко, в них уже нет прежней неопределенности, нерешительности, а на глазах слезы расставания то ли с мечтой о любви, то ли с самой молодостью.
Терпят крах мечты еще одной героини Натальи Лебедевой — княгини Дарьи Дмитриевны Серпуховской, в спектакле по пьесе А.Н. Толстого «Любовь — книга золотая». В борьбе за свою любовь та сталкивается с самой Екатериной Великой. Актриса играет большого ребенка, для которого с замужеством детство и игры не кончались. И только встреча с адъютантом императрицы Завалишиным, которого дитя восемнадцатого века полюбила истово, как в романах, холодный цинизм Екатерины, растоптавший эту любовь, предательство вчерашнего героя, выбравшего придворную карьеру, заставляют княгиню с горечью сказать: прощайте мечты, прощай любовь – книга золотая. Лебедева сумела точно и психологически тонко сыграть не просто роль, а судьбу Дарьи Дмитриевны.
Однако сама актриса, в отличие от своей героини в жизни оказалась более стойкой к неудачам. Узнав о том, что в Новочеркасском драмтеатре им. В.Ф. Комиссаржевской набирают вспомогательный актерский состав, Наталья приезжает в город и после успешного прослушивания, наконец-то попадает в театр. Как будто крылья вырастают за спиной! Массовые сцены, маленькие эпизоды и уже в конце своего первого сезона роль – Землянички в спектакле «Приключения Чипполино». Она сыграла эту роль легко, искрометно, воздушно! Наградой стал Диплом областного театрального фестиваля «За лучший актерский дебют».
А затем были годы учебы на Казачьем курсе Ярославского театрального института, который набирал художественный руководитель театра, ныне Заслуженный деятель искусств РФ Леонид Иванович Шатохин. Это время для Натальи было чрезвычайно интенсивным. Для сторонников педагогического метода обучения актеров в театре Лебедева может быть живым примером. Помимо обязательной учебной программы, она с каждым курсом все более и более входит в репертуар театра. Случалось так, что утром, предположим, шел спектакль «Великий лягушонок», где она играла центральную роль, днем занятия по сценической речи, вокалу, танцу, лекции по теоретическим предметам, вечером спектакль «Сотворившая чудо», в котором тоже центральная роль, а после спектакля занятие по мастерству актера. На сон оставалось не более пяти часов. И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год.
Зато дипломные спектакли курса поразили всех крепким профессиональным уровнем. На сцене были не робкие, дрожащие от страха студенты, а уже достаточно опытные, хотя и молодые актеры, не понаслышке знающие, что такое актерский ансамбль спектакля. В этих спектаклях Наталья играла Дарью Дмитриевну и Устиньку в «Женитьбе Бальзаминова»: обе работы получили высокую оценку государственной комиссии и зрителя. Но самым главным уроком, усвоенным в институте, стала для Натальи установка ее Педагога с большой буквы Л.И. Шатохина: в каждой роли стараться хоть что-то открыть в себе заново, непрерывно расширять свой актерский диапазон. Для Лебедевой, по ее собственным словам, это стало творческим кредо.
К счастью, сегодняшней репертуар театра позволяет актрисе воплотить теорию в практику. В калейдоскопе ролей – пылкая, брызжущая энергией Кекка в «Кьоджинских перепалках» К. Гольдони, мягкая, наивная хранительница домашнего очага Мэри из спектакля «Слишком женатый таксист» по пьесе Р. Куни. А разве тот, кто хоть раз увидел спектакль «Сон в летнюю ночь» по пьесе В.Шекспира, сможет забыть яростно борющуюся за свою любовь хрупкую Гермию в исполнении Н. Лебедевой?
Характеры этих героинь в чем-то несут отдельные черты характера самой актрисы, ее природную органику. Но есть в послужном списке актрисы и иные работы. В комедии «Супница» по пьесе Р. Ламуре Лебедева очень ярко, сочно играет роль Жармены, авантюристка по поступкам и рационалистки по складу характера. Актриса работала над ролью мучительно, ее природа долго сопротивлялась драматургическому материалу. Характер выстраивался по крупицам, мелкими шажками. Но режиссер упорно повторял: у вас все получится, надо только себя отпустить. И, наконец, актерская интуиция сказала свое слово и появилась иная пластика, иная органика. На сцене зажила эффектная, прямо скажем, сексуальная женщина–вамп, правда, волей драматурга попадающая в комедийную ситуацию.
Весьма современен, а потому легко узнаваем еще один сценический характер – Катрин, девочка–подросток из спектакля «Снег над нашей любовью» по пьесе Р.Тома, «Восемь любящих женщин»: порывистая, резкая, не признающая полутонов. Ее максимализм в отношениях с окружающими доходит до жестокости. Порой кажется, что она с кулаками набросится и на мать, и на тетку, и на сестру. Весь спектакль зритель не может понять корни этой жестокости. И лишь финальный монолог Катрин, единственной из всей семьи понявшей трагедию своего отца и ставшей на его защиту, объясняет ее поведение. Наталья Лебедева произносит свой монолог голосом, звенящим от душащих ее слез. Наградой актрисе становятся аплодисменты зрителей.
Актриса Наталья Лебедева с полным правом может сказать о театре, в котором она служит: «Мой второй дом». Здесь она состоялась как актриса, здесь встретила любимого человека, актера Игоря Лебедева, который стал ее мужем. Сегодня эта супружеская пара – одни из ведущих актеров нашего театра, его визитная карточка. Здесь же, за кулисами, проходит детство их сына Гриши.
И снова репетиции: все сначала, с чистого листа, спектакли на основной сцене и в кабаре «Арлекин» на малой сцене театра. Здесь Наталья с блеском поет и танцует в каждом эстрадном представлении. А еще работа над текстами капустников и инсценировками сказок – все это будни Натальи Лебедевой, с честью несущей самое высокое для нее звание – Актриса.

Комментарии (0)

Добавить комментарий