Сегодня:

Поездки в общественном транспорте (в первую очередь я имею в виду автобусы) только на первый взгляд кажутся обыденным, ничем не примечательным действием. На самом деле, в автобусе, курсирующем по городскому маршруту, можно получить массу специфических впечатлений!
Во-первых, на месте, которое сейчас занимаете вы, обязательно успел посидеть хулиганистый мальчишка, который не смог придумать, куда деть свою жевательную резинку. Осторожнее! Она либо на подлокотнике, либо на спинке переднего сидения, не «приклейтесь». Во-вторых, две дамы справа едут с рынка. Да-да, это из их сумок так «пахнет» рыбой и еще чем-то странным. А парень сзади вас, который так громко разговаривает по телефону? Вам слышно каждое слово? Так куда он только что послал своего собеседника? Но все эти «удовольствия» выпадают на нашу долю от случая к случаю, а вот с чем приходится сталкиваться каждому, кто ездит в автобусах, так это с толстым слоем пыли, покрывающим пол и даже сидения!
В основном, это касается двух отдаленных маршрутов — № 3 и № 11. Зачастую салоны этих автобусов просто ужасают – двухнедельный слой грязи на полу, пыльные сидения, особенно в задней части, немытые окна. Поверьте мне, в «тройке» я катаюсь еженедельно не первый год, а «одиннадцатым» довольно часто стала пользоваться в последнее время.
Обидно. Ведь на других маршрутах такая антисанитария – большая редкость. Неужели в НПОПАТ (а именно автобусы этой организации обслуживают маршруты № 3 и № 11) не принято мыть транспорт?
– Отказываться не стану, в работе бывает всякое, – заявил заместитель директора НПОПАТ по эксплуатации транспорта А.Н. Соцкий, – но и с тем, что наши машины постоянно выходят на маршрут грязными, я тоже не согласен. Наши автобусы проходят через автоматическую мойку дважды в сутки, да и водители обязаны следить за состоянием своих машин.
Однако, по словам Анатолия Никифоровича Соцкого, дважды в сутки автобусы моют снаружи. Внутрь попадает только струя воды, предназначенная для очистки пола. Как видно, этого недостаточно.
– Не надо забывать, что большинство наших машин – старые, – рассказал инженер по эксплуатации НПОПАТ В.В. Каклюгин, – им исполнилось по 15-20 лет, а работают они в две смены. Понятно, что старые, потертые поверхности более восприимчивы к любым загрязнениям и хуже поддаются чистке.
Но бывает в «одиннадцатом» и «третьем» и генеральная уборка! Примерно раз в месяц каждый автобус отправляют на так называемое «Техническое обслуживание № 2». За несколько дней проверяют работу двигателя и, перед тем как снова выпустить на маршрут, автобус моют изнутри. Те, кому хоть раз довелось проехать по маршруту «Азовский рынок – Донской», без труда поймут, что «купание» раз в месяц для этого автобуса равносильно издевательству!
К сожалению, как пояснили мне в Центре гигиены и эпидемиологии, а также территориальном управлении Роспотребнадзора по Новочеркасску, специальных санитарных норм, указывающих, как часто нужно мыть автобусы, не существует. Но это не уменьшает риск заразиться в грязном транспорте целым букетом неприятных болезней!
– Тот факт, что в салоне автобуса должно быть чисто, не подлежит сомнению! – заявил начальник отдела промышленности и транспорта администрации города В.М. Прудников. – Соответствующие требования должны содержаться в уставе автотранспортного предприятия, есть они и в перечне «Правил перевозки пассажиров». У нас не раз бывали разговоры на эту тему с руководством НПОПАТ, однако там всегда есть причины непорядка – неисправная мойка, халатность персонала.
По словам Виктора Михайловича Прудникова, пришло время заменить старые автобусы на новые, за которыми и ухаживать будет легче.
Администрация Новочеркасска давно направила заявку на участие в федеральной программе «Муниципальный транспорт». В недалеком будущем в городе появится 21 новенький автобус. 70% затрат берет на себя федеральный бюджет, оставшиеся 30% предстоит покрывать средствами из городской казны.
– Будет объявлен конкурс, по итогам которого определится перевозчик, достойный новых автобусов, – пообещал Виктор Михайлович. – В первую очередь мы направим эти машины на отдаленные маршруты – Донской, Татарка, Ключевой, Соцгород.
А пока, дорогие новочеркасцы, нам остается только беречь такую недолговечную и редко встречающуюся чистоту в «тройке» и «одиннадцатом», а когда эффект от ежемесячной уборки пройдет, и салоны автобусов покроются очередным толстым слоем пыли, беречь себя, свое здоровье и светлые летние вещи!
Кстати: в ходе подготовки материала я столкнулась с огромным количеством жалоб на общественный транспорт вообще. Вот только некоторые из них: на маршруте № 9 автобусы ходят нерегулярно. Бывает такое, что в расписании рейс есть, а на деле – нет. А автобус маршрута № 5 вообще не ходит с декабря 2008 года.