Первая декада мая богата на празднования и события. 4-го исполнилось бы 80 лет художнику Н.В. Овечкину. Не упустив из виду эту дату, в выставочном зале дома-музея Крылова 7 мая открыли выставку его работ.
В память о художнике, значительный период времени творившем и жившем в Новочеркасске, сотрудники двух новочеркасских музеев (Крылова и Грекова) объединились и подготовили экспозицию его картин, написанных в 70-е – 80-е годы. Выставлена лишь малая часть полотен Овечкина, но и предлагаемые экземпляры приятно удивили меня своим разнообразием.
Портреты – не просто поиски образов для более крупных работ, этюды и карандашная графика — не только лишь наброски, в каждом из них своя атмосфера, во всех чувствуется присутствие автора. Независимо от того, написана ли картина крупными мазками или прорисована в мельчайших деталях до полной точности, все — и атмосфера, и лица, и движения наполнены жизнью и обладают своей аурой.
Кто Овечкин? Портретистом его не называют, так как направления его работ намного разнообразнее, создатель диорам – слишком узко, баталист – на мой взгляд, суховато и скупо. Народный художник, воспевающий лица, события, природу на своих полотнах – такое объяснение, кажется, больше подходит Овечкину.
Он создал 8 диорам и панораму, к нему присоединялись люди, которые становились «овечкинцами» — так нарекли учеников и последователей художника в Новочеркасске. Несколько «овечкинцев», в том числе Лемешев и Есаулов, посетили открытие выставки. И гости из Ростова и многие новочеркасцы были рады обозначить присутствием день рождения мастера.
— Экспозиции работ Овечкина у нас не редкость. Потому как его творчество можно показывать под разными углами зрения, – высказала свое расположение директор музея истории донского казачества Светлана Алексеевна Сединко.
Его отношение к своему делу осталось на холсте, недаром своим талантом он завоевал масштабное признание, а премии Овечкина удостаивались некоторые сравнительно молодые дарования. Выезжая из студии военных художников Москвы, где он проработал 30 лет, в запланированные командировки, Овечкин стремился изучать события изнутри.
В завершении открытия выставки для желающих провели краткую экскурсию, повествующую о жизни Овечкина.
Отдельный уголок (вводная часть экспозиции) в этот раз отдан под картины новочеркасской тематики, где внимание уделяется и природе, и людям, и институту виноградарства. Пройдясь по залу чуть дальше, получаешь возможность постичь некоторые этапы подготовки диорамы «Освобождение Новочеркасска 1920 г», увидеть ее эскиз (вся диорама утрачена в результате пожара в 2001 году). Немалое количество работ – образы женщин, еще одна увесистая доля – портреты запорожских казаков, а в завершение — теплые африканские зарисовки. Все это нужно смотреть в выставочном зале дома-музея И.И. Крылова в течение мая-месяца.