Сегодня: 17 июня 5993, Четверг

Еще в плане Новочеркасска, предложенном его первым планировщиком Ф.П. де Волланом, предусматривалась пристань, предназначенная для обеспечения судоходства по каналу между реками Аксаем и Тузловом. Причем, предполагалось наличие «при пристани пруда, или лучше сказать превращение в таковой находящегося при назначенном для пристани месте маленького озера, присоединив потом оное каналом, с одной стороны к реке Аксай, а с другой к Тузлову».
В первые годы существования казачьей столицы ее жителями было многое сделано для благоустройства берегов Аксая и Тузлова. В одном из первых описаний города читаем: «… по болотистому лугу, простирающемуся пред Тузловом, сделана насыпь с каменною мостовою; с обеих сторон ее посажено по две аллеи».
План строительства канала был реализован лишь частично; причем даже в незавершенном виде прорытый участок канала использовался большею частью года для судоходства. Со временем эта водная система пришла в запустение, о ней забыли.
К идее строительства канала между станцией Аксайской и Новочеркасском вернулись в 1913 году. Правда, на сей раз обсуждалось несколько вариантов проведения глубоководного канала к донской столице, в том числе и двухэтапный: от станицы Мелиховской до Аксайской и затем уже до нашего города. Проект обводнения Новочеркасска был предложен известным донским ученым, инженером В.В. Богачевым. 22 декабря 1913 года состоялось собрание представителей городской думы, станичного правления и мелиорационного бюро, на котором председательствовал профессор-политехник Н.М. Абрамов. Он доложил о результатах поездки казачьей депутации в Петербург, где новочеркасцы ходатайствовали о проведении работ по обводнению города.
Как было сообщено в газетах, «правительство нашло возможным строительство глубокого канала от Новочеркасска до Аксая, оставляя верхнее течение реки Аксай только лишь как путь для проточной воды и питания глубокого судоходного канала; устройство же шлюзов ниже потока Аксая, либо оставление прежде спроектированного шлюза неподалеку от станицы Багаевской – в виду затопления займища – правительство не находит удобным к осуществлению». Выдвигался и еще один аргумент против строительства такого шлюза: при его создании у истоков Аксая «без самых серьезных гидрологических, геологических и почвенных изысканий трудно a priori определить действие вод реки Дона, и при некоторых благоприятных условиях сам Дон может направиться в Аксай».
Инициаторы обводнения казачьей столицы разделились на два противоположных лагеря: одни выступали за устройство судоходного канала лишь от Новочеркасска до станицы Аксайской – с устройством у города погрузочной пристани, – другие (их было большинство) стояли за строительство судоходного канала по всему протяжению реки Аксай, т.е. от станицы Мелиховской до Аксайской. В итоге было решено ратовать за устройство судоходного канала от Новочеркасска до Аксайской, верхнее же течение реки Аксая упорядочить путем непосредственного соединения Аксая с Доном (которое тогда было возможно лишь при полой воде). Речь, таким образом, шла о том, чтобы подготовить верхнее течение Аксая при первом же удобном случае без особых затрат к переходу на глубоководный канал.
Известный в городе инженер
С.С. Цыкунов выступил с идеей пропустить воду канала по Варгунскому ерику; причем он считал: «Направление канала будет проходить у подножия Донского бугра непосредственно у станиц Бессергеневской и Заплавской, что сверх того сократит длину верхней части проектируемого канала».
Свои соображения об осуществлении проекта обводнения Новочеркасска высказали инженеры Богачев, Персиянов, Сметанин, лаборант Ануфриев. С интересной идеей выступил инженер И.Г. Ступа, ратовавший за создание проекта заграждений и укреплений оврагов, позволяющих вносить осадки в реку Аксай с правой нагорной стороны.
Проект обводнения Новочеркасска широко обсуждался на страницах печати, дискутировался на правительственном уровне. Однако начавшаяся вскоре Первая мировая война перечеркнула выдвинутые планы. Канал между Новочеркасском и станицей Аксайской не был прорыт. Этот замысел оказался неосуществленным.