Сегодня:

С такой детворой разговаривать нужно на особом языке, ведь ему, прежде всего, нужна ваша помощь. Ребенок чем-то ранен, чего-то боится, он пережил стресс. Ваша задача – сделать так, чтобы он, потихоньку, вернулся к нормальной жизни, к обычным мыслям, чувствам, успокоился.

* Разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы.
* Очень внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок: повторение слов ребенка, например: «Ты боишься, что…» поможет прояснить и вам, и ребенку чувства, которые он испытывает.
* Не отягощайте ребенка виной за его собственную реакцию и не пытайтесь насильственно сделать малыша стойким, сильным, смелым, не читайте морали, не наказывайте в этот период.
* В общении с ребенком создавайте возможность для проговаривания и отреагирования его страхов.
* Создавайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать свои чувства без риска получить новую травму.
* Не смешивайте свои чувства с чувствами ребенка. Ваша беспомощность, страхи и т.п. перед травмой не должны передаваться ребенку.
* Принимайте и уважайте те способы защиты и преодоления травмы, которые есть у ребенка.
* Стресс ребенка уменьшится, если вы расскажете ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли – это нормальные человеческие реакции.
* Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что именно с ними произошло.