Сегодня:

Новочеркасск-1962
В «ЧЛ» № 46 (13.11.2008 г.) мы опубликовали материал под названием «Музей Новочеркасской трагедии: будет жить или канет в лету?». Он вызвал много самых разных откликов – от полной поддержки до жгучих обид. Повторяем: это не позиция редакции, а изложение мнений разных людей. И мы, в свою очередь, готовы предоставить газетные страницы всем, кто хочет продолжить разговор.
Сегодня своим мнением решил поделиться наш читатель Петр Белов. Конечно, это не истина в последней инстанции. Думайте, спорьте, предлагайте!

Постоянно действующую выставку копий фотографий 1962 года вряд ли можно называть музеем. Тем более, что «музей» этот дает посетителям довольно однобокую информацию о событиях почти полувековой давности. 2 июня 1962 года «мирными демонстрантами» были ранены 33 военнослужащих, стоявших в оцеплении у здания горкома-горисполкома после вытеснения из него погромщиков из числа пролетариев физического труда, разгневанных копеечным подорожанием продуктов животноводства. А ведь военнослужащие эти имели статус часовых с особой охраной Законом их прав и личного достоинства. Так что никакой команды на открытие огня им не требовалось: часовым дано право применения оружия по собственному усмотрению. И когда часовому суют под ребро финский нож, то ему непозволительно уподобляться предназначенному для заклания ягненку. Произведенный в целях самозащиты выстрел и стал сигналом к началу ответных решительных действий со стороны стоявших в оцеплении военнослужащих.
Попытку проникновения «демонстрантов» (а по сути — налетчиков) в здание Госбанка также предотвратили решительные действия офицера, возглавлявшего охранявшую банк группу военнослужащих: произведенный по его команде залп в потолок отрезвил нападавших, пробкой вылетевших на улицу. Теперь этот факт преподносится как желание «демонстрантов» освободить арестованных накануне наиболее активных участников беспорядков: ворвавшиеся в здание банка якобы просто перепутали его двери с дверью горотдела милиции (как будто нападение на горотдел милиции — действие вполне допустимое).
Но приведенных фактов в имеющемся ныне музее памяти событий 1962 года вы не узнаете. Факты подаются там избирательно и однобоко, а не во всем их разнообразии. Идея же существующей ныне экспозиции такова: народ хотел мяса и масла, а не предложенных ему пирожков; отправился он за правдой, рассчитывая на «доброго царя», а тот оказался злым, потому что был коммунистом. Вот, оказывается, какова действительная сущность советской власти и коммунистической идеи! Ату их, ату! Этим лишь и известен Новочеркасск мировому сообществу. Что там какой-то расстрел депутатов Верховного Совета РФ из танковых орудий прямой наводкой по Белому Дому в октябре 1993 года! Не этим ведь известна Москва мировому сообществу. А Новочеркасск – лишь «расстрелом мирной демонстрации доведенных до отчаяния рабочих» (инженеры же, получавшие от 90 до 110 рублей, отчаяния, видимо, не испытывали). А посему памятному камню событий 1962 года кланялись и родитель известной телеведущей Ксении Собчак, и президенты всех россиян — Ельцин, Путин, Медведев.
Вот поэтому-то под музей и не годится выделенный в Атаманском дворце просторный и светлый зал с видом на внутридворовый сад с курганом и Атаманской беседкой на нем. Подавай Бочаровой и Мардарь комнаты с видом на тот самый памятный камень с числом 1962 да на площадь! А ведь площади-то (той самой, исторической) уже и нет: стоят на ее месте ширпотребовский фонтан, скамейки, фонарики «под старину»… Да и камня памятного за ними уже не видно из окон первого этажа. Так нет же: все равно подай помещение с окнами на главном дворцовом фасаде, да еще и с отдельным входом в это помещение. Губернатором стращают, грозят общественность поднять…
А где она, былая «общественность»? Иных уж нет, а те — далече. А дети единороссов, из которых почетный караул выходного дня сформировать предлагается, — это яблочки, которые от яблонек недалеко катятся: их папочки в советское время партноменклатурой были, и в наши дни они — партноменклатура правящей партии единороссов. Потому как всю жизнь нос по ветру держат и не боятся поступиться принципами: потребуется подать команду на открытие огня – подадут без раздумий и мук совести.
К казачеству события 1962 года никакого отношения иметь не могут, так как его как такового в тот период попросту не было (были лишь жители донских хуторов, станиц и городов, которые помнили «имя свое», то есть свое казачье происхождение, но организационно объединены не были). Никаких процессов «возрождения» в то время не шло, так что прерывать было нечего (в середине 60-х годов в шароварах с лампасами по Новочеркасску ходил лишь один-единственный бородатый старик из Грушевки, который носил черную кожанку и папаху с алой лентой). У героев же газетных публикаций отцы и деды оказывались лишь бывшими буденновцами, не имевшими ни малейшего отношения ни к Донской, ни к Добровольческой армиям. Так зачем же им было участвовать в выступлениях, направленных против власти, за которую бились их отцы и деды?
Зато в событиях 1962 года весьма четко просматривается бандеровский след. Дело в том, что нехватка рабочих рук вынуждала кадровиков НЭВЗа принимать на завод недавно освободившихся из мест заключения бывших жителей западных областей Украины, то есть бандеровцев. Они возводили самозастроем дома в Новоселовке и в других местах нашего города, обживались там и потихоньку начинали вести подрывную работу среди соседей и сослуживцев. В ночь с 1 на 2 июня 1962 года многие из них, небезосновательно опасаясь ареста, покинули наш город, бросив свои дома и нажитое имущество, не выписавшись со своего места жительства. Видимо, они больше других были «доведены до отчаяния», коли решились пойти на такое.
Без руководящей и направляющей силы никакие пролетарии — ни физического, ни умственного труда — самоорганизоваться не способны. Такой силы сейчас на разгосударствленных промышленных предприятиях попросту нет. Поэтому-то их новоявленные хозяева без всяких опасений проводят массовые сокращения рабочих и служащих, чуть ли не наполовину урезают оставшимся заработную плату… А народ все безмолвствует: обсуждать его насущные проблемы на форумах ему не предлагают. Но зато народу предлагают обсудить «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Для чего это делается, догадаться нетрудно.

От «ЧЛ»: убедительно просим авторов воздержаться от обид и перехода на личности. Всем, кого зацепила обсуждаемая тема, мы дадим высказаться.