Сегодня: 20 апреля 1307, Среда

День рожденья, как известно, бывает только раз в году. А иногда происходят события, праздновать которые и даже присутствовать на которых удается не каждому, потому как случаются они намного реже ежегодных дней рождений — раз в сто лет. На таком вот круглом, аж с двумя нулями, юбилее жительницы нашего города я побывала 11-го ноября. Именно в этот день мне рассказали, что в Новочеркасске празднует столетие Таисия Михайловна Никулина, а с ней — вся ее семья. Не теряя времени, я, через ближайших родственников виновницы торжества, попросилась посетить отмечающую вековой юбилей бабушку. И, получив разрешение побывать у Таисии Михайловны, заторопилась так, что попала прямо к столу, где меня гостеприимно потчевали чаем, в прикуску с добрым куском торта. Угощение родственники именинницы предусмотрительно приготовили большое, чтобы хватило для заранее приглашенных гостей и таких как я, свалившихся на голову спонтанно.
Виновница торжества перед самым моим приходом немного подустала и пошла отдохнуть. По дому и по воспоминаниям повела меня внучка Таисии Михайловны Екатерина Николаевна.
— Бабуля с утра была на ногах, принимала гостей, сидела за столом, выпила винца, пела песни, – рассказала внучка и открыла для меня дверь в комнату, где прилегла та самая бабуля.
— Это кто? – увидев незнакомое лицо, поинтересовалась Таисия Михайловна.
— Это к нам корреспондент, про твою жизнь интересуется, – пояснила Таисия Михайловна.
Я поздравила юбиляра и пожелала доброго здоровья, а в ответ приняла благожелательное:
— Спасибо.
— Она у нас очень скромная, — провожая меня из комнаты, добавила Екатерина Николаевна. – Не любит выставлять себя на показ, стесняется.
За столом бодрый девичий хор – общие подруги Таисии Михайловны и ее дочери Лидии Александровны, самой младшей из которых 70, продолжали напевать песни минувших лет.
— Вот были у нас с телевидения, попросили спеть бабулю, но она наотрез отказала, все-таки камера, да и посторонних много.
— А какие же песни любит ваша бабушка?
— Она потомственная хоперская верхнедонская казачка, и песни у нее казачьи. Причем исполняет она их в том виде, как лишь в верховьях Дона пели. Она всегда запевает и лидирует, а мы слова уже некоторые выучили и вторим, подпеваем то, что знаем.
— Кроме песен, что вспоминает и рассказывает вам Таисия Михайловна?
— Она в здравом уме, адекватно на все реагирует, всех узнает. В прошлом году после 99-летия напомнила нам: «Вы ж не забудьте ко мне на следующий год прийти». И про молодость много рассказывает, про коллективизацию, про первый огород с картошкой величиной с горох, что давали на саженцы. Вспоминает пленных румын, которым носили подкормиться свеклу, ведь больше было нечего. Как после войны без мужа осталась и детей поднимала: работала, шила, вязала — помнит. Только вот генеалогическое древо до ее поколения и по другим линиям восстановить практически невозможно. Братьев и сестер у нее было много, но, как она говорит, кто же их тогда считал.
— Таисия Михайловна родилась и проживала раньше не в Новочеркасске?
— Всего несколько лет назад мы забрали ее из родного дома. До этого момента она жила на хуторе Шакин Волгоградской области. Теперь она городская, переезд выдержала и уже привыкла ко всем особенностям проживания в квартире.
— Как действует на нее сегодняшняя молодежь? Как она относится к телевизору, к другим «городским» объектам?
— Когда я была молодая, она все время пыталась мне юбку одернуть, а сейчас на молодежь глядит и ничему не удивляется. Телевизор смотрит иногда, но пристрастий к передачам или каналам у нее нет. Зато в лото с подругами любит поиграть.
— Какие вопросы ей часто задают?
— Спрашивают иногда секрет долголетия, интересуются, почему она постоянно в одной поре, стройная. Она всегда отвечает: «Если бы поели лебеды, как я, и вы бы такими были». А по поводу секрета долголетия, как бы это страшно не звучало, она прошла естественный отбор. Во времена ее детства и молодости выживали сильнейшие, закалялись жизнью, поэтому настолько крепки люди ее поколения. Таких долгожителей, конечно, мало. Говорят в Новочеркасске тех, кому за сто, всего шесть человек. А для нас она вообще одна единственная. Она родила и воспитала троих детей. А все остальные: шестеро внуков, семеро правнуков и две праправнучки — ее бабулей зовут.
Я поблагодарила семью Таисии Михайловны за гостеприимство, Екатерину Николаевну за информацию, попрощалась и под впечатлением увиденного и услышанного задумалась не то чтобы о смысле, а скоре о способе бытия. Мало того, что такие люди — наша история. Возраст, безусловно, заслуживает уважения, а оптимистическому настрою долгожительницы может позавидовать, как говорится, и стар, и млад. Задавать вопросы о секрете долголетия действительно бессмысленно, тем более у каждого он свой. А вот пожелать Таисии Михайловне здоровья и сил нужно, я думаю: этого много не бывает. И правнуков чтобы побольше было, и чтобы долго жить стало в этой семье семейной традицией.

На единственном уцелевшем с довоенных времен фото (слева) вся семья в сборе: Иван (старший из детей), Александр Сергеевич Никулин (глава семьи), Зинаида (младшая дочь), сама Таисия Михайловна Никулина, Лидия (средняя дочь). С войны Александр Сергеевич не вернулся.

Снимок справа сделан около 10 лет назад. Таисия Михайловна еще на хуторе, справа — младшая дочь и зять.