НЭВЗ сегодня — крупнейшее предприятие в России по выпуску магистральных грузовых и пассажирских электровозов. Всего за годы существования завода силами Новочеркасских электровозостроителей было создано более 50 типов и изготовлено около 15 тысяч электровозов различного назначения.
История завода берет начало с 8 февраля 1932 года, когда постановлением Правительства было утверждено место стройки. Через 4 года уже была выпущена первая продукция. 27 апреля 2006 года НЭВЗ отметил 70 лет со дня выпуска первого локомотива — узкоколейного паровоза 0-4-0 серии 159.
Историю завода, конечно, делают люди: рабочие, инженеры, руководители. Об одном из них – директоре НЭВЗа Василии Ильиче Дуваре вспоминает сегодня ветеран новочеркасской журналистики В.Н. Михеев.
ТА ЗАВОДСКАЯ ПРОХОДНАЯ…
В свое время моего собеседника, за малым исключением, знал и не погрешу против истины – уважал, весь Новочеркасск. Иначе и быть не могло. Генеральный директор градообразующего завода-гиганта был у всех на виду, словно находился под прозрачным колпаком. Что же касается многих тысяч электровозостроителей и членов их семей, то тут и сомнений быть не может. Биография депутата городского и областного Советов народных депутатов многих созывов В.И. Дуварова у всех была как на ладони.
Бессергеневский казачонок рано лишился отца. Семья перебралась в Новочеркасск. После его освобождения от немецких захватчиков подросток стал токарем завода имени Никольского. После трех семестров учебы в автотехникуме Василия призывают на службу на Черноморский флот. Радист подводной лодки свободного от морских походов времени зря не терял. Окончил вечернюю среднюю школу и, уволившись в запас, поступил в НПИ. Работа на заводе имени Никольского инженеру-электромеханику Дуварову удовлетворения не приносила. Человека ищущего, энергичного, привыкшего изо дня в день решать задачи сложнее вчерашних, тянуло на НЭВЗ.
Вскоре мечта Василия Ильича осуществилась. В марте 1959 года он приступил к обязанностям старшего мастера электромашинного цеха. Тут и проявился его талант организатора и командира производства, едва ли не самой сложной способности инженера из всей многочисленной иерархии заводских специалистов. У иного два, а то и три диплома, включая ученую степень, а искусством управления коллективом не владеет. Оно от Бога.
В.И. Дуваров уверенно шел ступенями роста: заместитель начальника аппаратного, начальник цеха механизации и автоматизации, наконец – руководитель тележного цеха. «Тележка» научила своего хозяина – в старом понимании этого слова – многому. Но, прежде всего, умению ладить с людьми. Их в цехе около тысячи. У каждого своя профессия, наклонность, рабочая гордость. Индивидуальный подход к ним требует знаний педагогики, психологии. Эти качества Дуваров оттачивал на общественной работе. Три года он возглавлял заводской комитет профсоюза. Затем был назначен заместителем директора НЭВЗа по производству.
На первых порах его верными помощниками и учителями стали автор, разработчик и внедренец безошибочного индикатора состояния процессов изготовления электровозов, состоящих из многих тысяч различных изделий, системы непрерывного оперативно-производственного планирования – А.С. Родов, защитивший впоследствии диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук, сменивший его на посту начальника производственного отдела В.Д. Напрасник.
В то время «родовская» система управления производством входила в практику большинства советских предприятий. Нашла она применение и в промышленности стран Варшавского договора. А на завод непрерывным потоком прибывали участники семинаров по изучению новочеркасского опыта внедрения системы, получившей лозунговое название «Работать без отстающих».
«Нельзя умолчать, что во главе всех этих начинаний, на основе которых в стране развернулось всенародное движение за успешное осуществление пятилетних планов, стоял директор НЭВЗа Георгий Александрович Бердичевский, — сказал мне в беседе В.И. Дуваров. – Герой Социалистического труда, депутат Верховного Совета СССР, в парламенте страны он возглавлял комиссию по транспорту и связи. Представить себе объем его повседневных забот можно уже по тому, что каждый день директор нашего завода со всех концов страны получал сотни писем и телеграмм, авторы которых просили о такой «мелочи», как об установке квартирного телефона. Смешно, конечно, но что было, то было. Мне же до сих пор памятно, как бережно, по-отечески заботливо Георгий Александрович относился к запросам, предложениям службы начальника производства, которая уже не могла обойтись без заводского вычислительного центра».
ПРОЩАНИЕ БЫЛО НЕ НАДОЛГО
После утомительного и весьма неприятного согласования кандидатуры в партийных комитетах всех без исключения уровней последовал приказ министра путей сообщения – Василия Ильича Дуварова назначить начальником (подчеркиваю – начальником) Ростовского электровозоремонтного завода им. В.И. Ленина. Ростовчане и сегодня его называют кратно – Лензавод. Пришлось его начальнику носить генеральскую форму. Произошло это в 1974 году.
Тогда все магистральные богатыри-паровозы находились в длительном резерве. Вблизи крупных депо для них были уложены многокилометровые запасные пути. В условиях холодной войны могли потребоваться и паровозы. Однако послужившие порядочный срок электровозы нуждались в ремонте. Вместе с новым начальником на Лензавод пришла коренная реконструкция. А с ними – стопроцентная замена оборудования, более совершенная технология, переобучение рабочих и инженерных кадров; менялась психология коллектива. Лучше всех новые требования, разумеется, знал познавший тонкости электровозостроения В.И. Дуваров. И все проблемы руководства реконструкцией он взял на себя.
Если не считать обычных в таких ситуациях промахов и упущений, дела шли успешно. Через год завод выпускал из капитального ремонта каждый месяц 12 электровозов. А еще спустя год предприятие ввело в эксплуатацию свой электромашинный цех, отказавшись от установки на локомотивы электродвигателей, выпускаемых в Запорожье, и полностью перешло на капремонт собственных тяговых и вспомогательных двигателей.
Приближалось 60-летие Великого Октября. Обком КПСС объявил Лензавод «объектом показа». В канун юбилея коллектив принимал гостей. Никто из членов бюро обкома и облисполкома прежнего завода не узнавал. Новые здания заводоуправления, заводского кафе, помолодевшие цеха – все сияло свежей краской, радовало глаз и безукоризненная чистота территории. Когда все собрались в центре предприятия, у памятника В.И. Ленину, первый секретарь обкома И.А. Бондаренко произнес, наверное, самую короткую в жизни речь:
— Спасибо! Завод нам понравился.
ЗДРАВСТВУЙ, НЭВЗ!
Четыре с лишним года возглавлял Дуваров РЭРЗ. Смерть Г.А. Бердичевского круто изменила судьбу Василия Ильича. Вот что он сам рассказывает об этом печальном событии.
— На похоронах я обратил внимание на изучающие меня взгляды заместителя министра электротехнической промышленности Вороновского и начальника главка Галева. Не выходя из рамок приличия, они изредка перебрасывались короткими фразами. Интуитивно я почувствовал, что они не против со мною побеседовать. Я же хотел остаться наедине со своим горем от утраты близкого мне человека и, чтобы избежать ненужных разговоров, сразу после погребения поехал в Ростов.
Через месяц меня пригласили в обком партии. В приемной второго секретаря Иваницкого меня ждал первый секретарь Новочеркасского горкома Шевцов. Владимир Семенович сообщил, что на должность директора НЭВЗа есть семь кандидатур, в том числе и он сам. Кандидаты обсуждались «всенародно»: на совещаниях начальников цехов и отделов, секретарей первичных парторганизаций и председателей цеховых профкомов, собраниях трудовых коллективов. Подавляющее большинство сходилось на моей кандидатуре.
— Давай согласие, — посоветовал Шевцов, — долго не раздумывая. А то ведь начальство может и передумать.
Полной неожиданностью такое предложение для меня не стало. Еще раньше я чувствовал, что подобных разговоров не избежать. Снабженцы Лензавода часто бывали на НЭВЗе и при встречах сообщали мне, что моя фамилия там у всех на слуху. С одной стороны, радовало, что в Новочеркасске меня помнят и ценят. Но в то же время – как оставить Лензавод? Реконструкция его завершена. Предприятие работает устойчиво, как часы. Ни у кого сомнений с выполнением планов не возникает. Коллектив дружный, со славными трудовыми традициями.
С другой стороны, семнадцать лет творческого труда на НЭВЗе бесследно не прошли. Там остались мои друзья, коллеги. К заводу-флагману я прикипел всей душой. Никогда я не был равнодушным и к Новочеркасску. Там прошли мои школьные и студенческие годы, здесь я создал семью, родились мои дети, все было родное и близкое.
Беседа с Иваницким и Шевцовым затянулась. В конце концов я согласился. Прощаясь, Николай Михайлович крепко пожал мне руку. Но при этом я заметил, что в его глазах мелькнула искорка сочувствия. Наверное, он лучше меня знает положение дел на НЭВЗе, подумал я. И как оказалось в скором времени, не ошибся. Но сначала предстояла поездка в Москву, встречи с начальником главка Галевым, завотделом машиностроения ЦК партии Фроловым, его заместителем Вольским, министром электротехнической промышленности Антоновым. 17 ноября 1978 года он подписал приказ о моем назначении директором НЭВЗа.
На следующий день в заводском дворце культуры собрались делегаты партконцеренции. Перед ее началом на трибуну вышел приехавший вместе со мной из Москвы Галев и ознакомил собравшихся с приказом министра. Так я вступил в новые для себя права. В перерыве ко мне подошел Андрей Андреевич Сикорский, старый и добрый друг, с которым мы еще в войну работали в механическом цехе завода имени Никольского. Он – фрезеровщиком, я – токарем. Нас связывала искренняя привязанность и взаимное уважение. Андрея всегда отличали рассудительность и прямота в суждениях. Разницы в служебном положении для нас не существовало. И тут, как всегда без обиняков, Андрей «выдал»:
— Ну и ну! Как же ты, мариман да еще подводник, мог без разбора сесть в дырявую лодку?
— А что, не выплывет?
— Не то слово. Поработать придется крепенько. Всем и каждому. Реконструкция себя еще покажет.
Конференция завершилась в субботу. А в понедельник, 20 ноября, я впервые миновал проходную в роли директора. Что прежде всего бросилось в глаза? Территория перерыта котлованами, траншеями, кругом кучи мусора и непролазная грязь. Мысленно сопоставил чопорную чистоту прежнего НЭВЗа с грустными пейзажами сегодня. И, тяжело вздохнув, направился на участок вязки кузовов, чтобы воочию убедиться в ходе выполнения плана.
Бригадир Иосиф Романович Петренко душой не кривил.
— Каков месячный план?
— Двадцать пять электровозов.
— Какой по счету кузов собираете сейчас?
— Пятый.
— Когда же со стенда сойдет последний, двадцать пятый, предусмотренный ноябрьской программой?
— Если постараемся, поднажмем, то в конце месяца, — бодро отрапортовал бригадир.
— Сколько же времени вы предоставите смежникам – на сборку, испытания, окраску, сдачу электровозов приемщикам МПС? Тут вам никакая волшебная лампа Аладдина не поможет.
По дороге на сборку электровозов познакомился с состоянием дел в других механосборочных цехах. Там сутко-комплекты исполнялись несколько лучше, но в целом настроение создавалось удручающее. Кроме обмоточно-изоляционного цеха, нигде график пропорциональности не соблюдался. А если говорить точнее, никто по нему не работал. Только вычислительный центр по инерции выдавал цехам и участкам никому не нужные табуляграммы, фиксирующие их астрономические отставания от графика пропорциональности.
Владимир Михеев,
член Союза журналистов.
(Окончание в следующем номере).