Сегодня:

«Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми».
Оскар Уайльд.

Маленькие модницы с озорными прическами и мальчишки-шалунишки, обгоняя родителей, торопятся в зрительный зал. Принцессы с распущенными локонами и задумчивые тихони-кавалеры спешат вверх по лестнице, волоча нерасторопных мам за руку. В выходной полдень главные посетители театра — всегда дети, сегодня (28 сентября) им от 3-х до 6-ти, они идут посмотреть «Приключения Буратино» — представление, которое показывают для любознательных мальчишек и девчонок актеры родного театра.
В большем зале «сопровождающие» (родители) уже готовятся к просмотру, а беспокойные маленькие зрители бегают, прыгают и елозят на просторных для них креслах. Взгляды крох периодически пленяет белый, будто светящийся занавес, запечатлевший трех героев знакомой сказки. Почти каждый малыш знает о деревянном пареньке и его веселой братии, многие уже бывали в театре, а кое-кто даже изучил весь предшествующий началу спектакля ритуал.
— Вот когда свет совсем погаснет, тогда все и начнется, – в полголоса поделился своими знаниями рассудительный мальчуган. В этот момент раздался звонок, дети затихли, а на сцену выскочили расписные человечки. Они что-то говорили, настраивая на нужный лад скорее взрослых. Потому, как зачарованные, детишки уже жили в сказке, переживали, хихикали, взвизгивали, повторяли услышанные фразы, понравившиеся движения — откликались неподдельными реакциями, что иногда ценнее самых громких и долгих взрослых аплодисментов.
В антракте я поинтересовалась любимыми героями непринужденной публики. Одна девчушка с вдохновением рассказала:
— Я уже была на этом спектакле. В первый раз я подарила тете из пруда цветы, а она меня поцеловала. Сегодня сильнее всех мне понравился Пьеро. Мне было жалко, когда его били палкой, казалось, как будто по-настоящему.
А вот Дуремара, лису Алису, кота Базилио и уж тем более Карабаса Барабаса в любимчики никто не определил. Актеры-то они хорошие, поэтому персонажи их уж больно скверные. И ничего, что сострадательные прямолинейные дети не догадались скрыть от собирателя пиявок, в каком направлении побежал Буратино. Все равно конец был счастливым, ну прямо как в сказке.
На детском спектакле, среди витающей в воздухе искренности и сказочности даже взрослые поддаются атмосфере и хоть на чуточку становятся детьми. Конечно, они этого при всех не обнаружат, но я верю, что так происходит в их сердце и душе. Я смотрела на сцену, вспоминая свое детство и давным-давно прочитанную сказку, сопоставляла ощущения из прошлого с нынешними, полученнымми от просмотра теперь. И хотя мне уже не пять и даже не десять, вдруг так захотелось открыть вместе с Буратино ту заветную дверцу, спрятанную за нарисованным на холсте очагом, в каморке папы Карло…
Время двух отделений детского спектакля никак нельзя было назвать зря потраченным. Оно пролетело быстро, но с полезными эмоциями, от которых весь день проходил как-то иначе.
Такую известную озорную историю о торжестве дружбы и смелости над коварством поставил приезжий режиссер Г. Абаджан (первый раз спектакль показали 24 марта 2007 года). Не знаю, что им руководило при выборе творения, но он попал в точку: и год, и два, и больше для такой постановки не возраст, ведь в Новочеркасске подрастают новые детки, которые с удовольствием посмотрят сказку о золотом ключике. К тому же наш театр часто выезжает на гастроли, и иногда вывозит за пределы стен исключительно детские работы. Вот и в этом году, в середине сентября по городам области (Аксай, Волгодонск, Усть-Донецк, Новошахтинск) прогулялись «Три поросенка» и «Стойкий оловянный солдатик». Оба спектакли не новейшие, но по-прежнему актуальные, потому как добрые и поучительные. Сказку о поросятах для постановки осовременили, «Стойкий оловянный солдатик» остался вполне классическим, но и эти и другие детские спектакли обязательно украшают песни. Музыка — язык универсальный и легко понимается, а рифмованные пропетые слова лучше запоминаются.
Несмотря на то, что театральный сезон в Новочеркасске уже открылся, в октябре наш театр снова едет на гастроли, только уже на общие взросло-детские. Нужно же и самим развеяться, и Ростову показаться, тем более это вовсе не мешает артистам своевременно предстать перед глазами новочеркасских любителей театра. Причем, кроме знакомых постановок в репертуар непременно включат премьеры сезона, среди которых по традиции будет и детский спектакль.
Актер и режиссер нашего театра Юрий Николаевич Грузин ставит для самой неискушенной, однако, вмиг чувствующей фальшь публики «Маленькую колдунью» — детскую чистую сказку немецкого писателя О. Пройслера, повествующую о доброй девочке и злых ведьмах. Как вы думаете, кто из них более могуч? Хочется, чтобы хорошие герои были сильнее и в жизни, а уж на представлении, разворачивающимся для столь ждущей хорошего финала публики, разочаровывать взгляды и улыбки жестоко — пусть всегда торжествует добро.
В спектаклях, адресованных детям, артисты, не скупясь, дарят сказку, кусочки которой могут поймать и взрослые. Ходить в театр можно и просто так, а на поиски эликсира от серости, обыденности и старости — просто обязательно.
Поэтому, родители, водите детей в театр. Дети, водите в театр родителей!