4,5 и 6 июня состоялись показы трех премьер, подготовленные Казачьим драматическим театром. Такую серьезную запятую поставила труппа после закрытия 183 театрального сезона, перед каникулами. Поедет ли театр на гастроли, говорить заранее (загадывать) не принято: так сказать, плохая примета. Зато могу утверждать, что этими спектаклями и еще одной премьерой можно будет любоваться, начиная с осени. Ну а пока я попытаюсь разогреть читательское любопытство к репертуару будущего сезона своими комментариями.
СТАКАН ВОДЫ — И НИ ГРАДУСОМ БОЛЬШЕ
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были, воевали и дружили правители и их приближенные. По тексту, дело было в Англии и уже давно, а по сути, такая история могла бы приключиться (да и наверняка приключалась) где угодно и даже в наши дни. Как известно, серьезные дела почти всегда связанны с серьезными интригами, многие из которых замешаны на родственных связях, ну и, конечно же, на любви. Когда дело доходит до любви, тут и королева — невыдержанная женщина. Иногда это чувство ослепляет настолько, что нужно вслепую доделывать все начатые дела.
Пример такой роковой влюбленности, описанный в пьесе Э. Скриба «Стакан воды», показали со сцены пять действующих лиц. Было забавно смотреть на ситуацию, в которой королева Англии делила мужчину с герцогиней и служанкой, а страну — все с той же великосветской особой, пока некий сэр Генри Сент-Джон, главный интриган и кукловод, заправлял всеми как серый кардинал. Еще один (причем невольный) виновник всей заварухи вояка Мешем в образе пестрого петушка завлек сразу трех вполне современных «дам-курочек»: королеву, герцогиню и придворную. Последняя все же вернула своего жениха, но и тут не обошлось без сэра Генри и еще без серебряного королевского стакана воды.
У кого-то все дело в шляпе, а у них в стакане, причем только лишь воды, и ни градусом крепче. А может быть, сосуд с жидкостью ни в чем не виноват, а дело все же в чьей-то хитрости?
РУССКОЕ ВАРЕНЬЕ ИЗ ВИШНЕВОГО САДА
Если бы мне доверили определять жанр спектакля «Русское варенье», даже изрядно помучившись, ничего определенного я, наверное, так и не придумала бы. Спектакль про жизнь каждого из нас, а значит он немного иронический, чуточку лирический, в какой-то степени драматический. Настроение спектакля меняется из мизансцены в мизансцену, страсти накаляются, а варенье, на мой взгляд, это некий символ. Я говорю и о том «царском» варенье, без которого на сцене не получилось бы нескольких комических ситуаций, и об основном «блюде», а его-то как раз готовили не из ягод.
История, разыгранная на сцене, это типичная модель сосуществования в большой семье, где «варятся» несколько поколений родственников. Все немного воюют, порой, кажется, ненавидят, иногда вроде любят, ну а в общем — просто живут мамы, дяди, бабушки, сестры и их мужья, ну или еще кто-нибудь. Все они делят территорию, но не собираются уезжать с нажитого места и пытаются блюсти свою родословную. Конечно, их одолевают проблемы бытовые, финансовые, а так же более высокие, духовные (или бездуховные). А дальше пошло- поехало: переводчики, слесари, машины, компьютеры, кошки, мышки, родовое гнездо, подземное метро, постоянно отключающийся свет и четко «наследивший» писатель. Щепки вырубленного «вишневого сада» угадываются за вишней с базара, угодившей в тазик и ставшей «русским вареньем».
«АНТИГОНА» — НА СЦЕНЕ ТРАГЕДИЯ
Когда в самом начале «Антигоны» над зрителями будто нависли огромные тени невозмутимых воинов, стало ясно, что шутить с нами (зрителями) не собираются. Спектакль – трагедия, сюжет совсем не веселый, но ни на грамм не уступает, а может в чем-то и выигрывает у своих более шутливых собратьев. «Антигоне» не откажешь в зрелищности, по средствам не столичного театра спектакль очень затратный, так как масштабный, все (декорация, костюмы и постановка) в нем сделано на совесть.
Со времени планирования до момента рождения «Антигоны» прошло около двух лет. Идею долго вынашивал сначала режиссер Леонид Иванович Шатохин, доводилась она коллективно. Для пущей наглядности и понимания глубины побывали в античном музее-заповеднике в Танаисе.
Задуманное нелегко воплощали в действо, создавали реквизит, декорации, репетировали, выкладывались, переживали, пропускали через себя эпоху и судьбы… И радует, что это не напрасно. «Антигона» подросла, и теперь у нее есть все шансы стать неким эталоном. На спектакль уже водят молодое поколение солдат. У главной героини можно поучиться боевому настрою, силе духа и жажде справедливости. Спектакль заставляет задуматься: как же выбрать между долгом и чувством, амбициями и совестью? Мораль сего произведения такова: надо отвечать за свои действия, каждый в итоге получит по заслугам. Играют актеры отлично, читают нелегкий текст замечательно, а танцы все это к месту дополняют.
ВНИМАНИЕ, КОНКУРС!
Если кто-то уже побывал на спектаклях и без наших подсказок знает, что там и как происходило, для вас мы (театр и газета) предлагаем конкурс. Наградой ответившим на вопросы о театре, будут, конечно же, билеты в театр. Ходите на спектакли, читайте газету, звоните нам, участвуйте в конкурсе и… выигрывайте!
Итак, вопросы:
1) Кто играет главную роль в трагедии «Антигона»?
2) Кто написал пьесу «Русское варенье»?
3) Сколько актеров с «птичьей» фамилией участвуют в спектакле «Стакан воды»?
4) Назовите имя царя из «Антигоны».
5) Линия произведений какого писателя прослеживается в «Русском варенье»?
Сможете ответить хотя бы на три вопроса? Звоните к нам в редакцию, и рассказывайте свои ответы. Первому назвавшему три правильных ответа приз — бесплатный пригласительный билет на любой из спектаклей следующего сезона. Знатоку, ответившему на все вопросы, вручат такой же пригласительный, только на два лица. Удачи!
«Частные лавочники» благодарят Леонида Ивановича Шатохина и всю труппу Казачьего драматического театра (от «прим» до билетеров и осветителей!) за подаренный прекрасный трехдневный театральный праздник. БРАВО! И обязательно – БИС!