Сегодня:

«Никто не даст нам избавленья,
Ни бог, ни царь и ни герой…»

В нашей стране традиционно принято искать единый унифицированный рецепт счастья, способ решения всех проблем. В решении проблем управления многоквартирными домами упор, похоже, решено сделать на развитие такой формы, как товарищества собственников жилья (ТСЖ). Но даже сравнительно небольшой опыт работы ТСЖ в Новочеркасске показывает, что товарищество может стать как залогом процветания дома, так и причиной его упадка. Дело даже не столько в различных стартовых условиях. (Согласитесь, что есть существенная разница между элитной новостройкой и сорок лет не видевшей ремонта «хрущобой».) Дело в людях, всегда и только в самих людях. Ныне и присно и вовеки веков…

Что такое хорошо?
Можно ли сказать, что бывают хорошие ТСЖ и плохие ТСЖ? Думаю, можно. Примеры? Мне за примером далеко ходить не надо. В нашем доме также организовано ТСЖ «Баклановский, 154». Дом этот я знаю еще с момента его строительства в начале 1970-х годов. В золотом детстве с компанией мальчишек излазил котлован, затем подвал и строящиеся этажи. Много лет это была нормальная, не слишком ухоженная пятиэтажка с огромной проблемой: в подвале стояла вода, смесь просачивающейся грунтовой с водой, текущей из дефектных труб. Отсюда повышенная сырость и комары, как на болоте. Но в 2003 году по областной программе дом капитально отремонтировали. Не обошлось без огрехов, аварийные перекрытия подвала включить в смету почему-то забыли, за что борьба с ДГХ велась несколько лет. Тогда же было создано ТСЖ. Прошло пять лет, и сейчас подходить к дому приятно. Приятно смотреть с балкона на чистый ухоженный двор, на цветники и клумбы, аккуратные лавочки, урны и детскую площадку. Приятно, что регулярно проводится косметический ремонт фасада и подъездов, на двери последних устанавливаются новые зам-ки. Даже лампочки в подъездах всегда умудряются включаться по первому нажатию выключателя. Аварийные ситуации устраняются в кратчайшие сроки, а чаще всего до них просто не доводят дело, своевременно планируя средства на необходимый ремонт. На досках информации указаны телефоны, куда следует обращаться при различных неполадках, и приемные часы председателя ТСЖ. Дому просто повезло. И не только с неожиданным капитальным ремонтом, повезло с человеческим фактором. Председателем ТСЖ несколько лет переизбиралась Юлия Быкадорова, а затем на этом ответственном посту ее сменил муж, Валентин Быкадоров. Семейный подряд, так сказать. И очень удачный. Юлия Александровна по профессии инженер-строитель, занималась проектированием зданий, отлично разбирается в коммуникациях, но научилась не менее грамотно разбираться и в нашем запутанном законодательстве. Валентин Петрович – настоящий хозяин, мастер на все руки, человек огромного трудолюбия. Нашлись и еще несколько активистов-общественников, которые составили хорошо работающую команду. Рецепт оказался прост: нужно один раз навести порядок и постоянно, ежедневно его поддерживать. Маленькая деталь: машины у дома не стоят, брошенные хозяевами как попало. Есть две асфальтированные площадки в глубине двора, где их полагается ставить днем, чтобы никому не мешали, а ночью – извольте к месту хранения! Разумеется, были несогласные и недовольные. Доходило даже до драк с амбициозными автовладельцами, но председатель все же добился своего и порядок навел при полной поддержке общественного мнения.


А недавно автору этих строк пришлось познакомиться с обратным примером. В редакцию пришло письмо от жильцов дома по улице Поворотной, 9. Это микрорайон Восточный в районе Хотунка. Новый, недавно сданный дом и ТСЖ при нем. Но дом простоял несколько лет долгостроем, а потому также с проблемами. Железные трубы водоснабжения, лежащие в подвале, текут сразу в нескольких местах, и 4 подъезда летом остались практически без воды. Чтобы не затопить подвал, пришлось понизить давление, и теперь вода плохо поднимается на верхние этажи. Ну что же, нормальная житейская ситуация. Для нормального ТСЖ. Но дело-то в том, что это ТСЖ нормальным пока не назовешь. Едва расплатившись за огромные долги, оставленные в наследство предыдущим председателем (правоохранительными органами ведется вялотекущее следствие), новый председатель Ольга Ушакова, которую избрали на эту должность полтора месяца назад, не может быстро собрать необходимые 100–150 тысяч рублей на ремонт труб. «Да, все понимаю, сама живу на шестом этаже, нахожусь в таком же положении, вода идет плохо. Надо чинить, но денег нет, зато есть сложности с трубами нужного диаметра. Не все организации хотят браться за ремонт, надо заменить сотню метров труб, все краны. Все, что три года разрушалось, валится теперь на меня! Охотников на эту должность нет никого, даже члены правления не хотят помогать. Зря я дала себя уговорить, тоже думала, что дом новый и больших проблем не будет».
Впрочем, проект уже заказан, и ремонт, очевидно, будет таки произведен. Характерно другое: люди, проживающие в доме, очень плохо представляют себе, что такое ТСЖ, и имеют очень мало желания заниматься проблемами своего дома. Нормальные люди, грамотные, современные. Но пытаются решить проблему по-старому, то есть пожаловаться начальству, чтобы оно приструнило нерадивого председателя. Главный вопрос прозвучал так: «Кому надо жаловаться на председателя ТСЖ? Кто у него начальник?» Как на это ответить? То, что начальниками стали они сами, собственники квартир, до людей доходит плохо. Высшим органом товарищества является общее собрание его участников. В работе председателю должны помогать правление и все заинтересованные жильцы, его отчеты должны придирчиво проверять члены ревизионной группы. В случае исчезновения средств со счета следует обращаться в суд. Вроде бы все. А самое главное, должно быть желание и умение вместе наводить в доме порядок!

Фото автора
row['name']