27 марта 2009 г. — 200 лет со дня рождения Я.П.БАКЛАНОВА
Его стихией стал «погибельный Кавказ» — место, где жители степных станиц и хуторов, несшие воинскую повинность в действовавших на Кавказе донских казачьих полках, гибли не столько от пуль и кавказских шашек, сколько от пятнистой лихорадки скалистых гор и прочих экзотических болезней. Но такая экзотика военачальникам Кавказского корпуса русской императорской армии вряд ли была нужна: за время вялотекущей и потому растянувшейся более чем на полвека Кавказской войны из примерно 100 тысяч прошедших через неё донцов не менее 1700 из них погибли в боях, а небоевые безвозвратные потери вырвали из их рядов почти в 10 раз большее число казаков — около 16-ти тысяч.
Чтобы противостоять болезням и хворям, служившим под началом полкового командира Бакланова, казакам требовалось хорошее питание. А где взять пропитание, если окружавшие места квартирования баклановских 20-го и 17-го Донских казачьих полков мирные селения постоянно подвергались набегам горцев? Вот хозяйственный Петрович и решил платить аборигенам их же разменной монетой. А именно: совершая боевые налёты на чеченские аулы, возвращаться не с пустыми руками, а с отбитыми в боевых схватках с горцами стадами и отарами. В старости герой нашего рассказа как-то подсчитал, что казаки его полков в качестве боевых трофеев взяли у своих далеко не мирных соседей не менее 12 тысяч голов крупного рогатого скота и около 40 тысяч овец.
Учившиеся ещё в советское время в новочеркасских вузах уроженцы Восточного Кавказа поражались тому, что в Новочеркасске, оказывается, имеется памятник человеку, имя которого полтора века назад наводило неподдельный ужас на их предков. Известно ведь, что обитатели Большой и Малой Чечни (по словам их предводителя имама Шамиля) даже Аллаха не боялись так, как боялись Бакланова. Но Якову Петровичу, уже ставшему генералом, в 1954 году удалось нанести удар и по престижу самого Шамиля, проведя ещё в то уже далёкое от нас время «глубокую зачистку» более двух десятков чеченских селений. За это «громкое дело» (как изволили в то время выражаться душки военные) сам император всероссийский Николай I выразил донскому полководцу «Высочайшее благоволение».
Кстати, автор сих строк совсем недавно выяснил, что среди донских казаков в последней трети XIX века было немало таких, которых прозвали Шамилями. Как правило, из числа тех, кто после окончания Кавказской войны возвратился домой с наградой. Как оказалось, именно награждённые донцы чаще других на вопрос, за что дадена им награда, ответствовали, что получили они её за пленение самого Шамиля!
Нет ничего удивительного в том, что подобные Я.П.Бакланову герои в недавнем прошлом оценивались лишь негативно. Ведь в то время считалось, что упоминание о военачальниках, руководивших покорением ориентированных на восточные деспотии горцев, может повредить добрым отношениям с народами Кавказа. Тем более, что обращение горцев в подданных «белого царя» стало рассматриваться ими самими в постсоветское время не как их расцвет «в тени садов за гранью дружеских штыков», а как их оккупация народом, почему-то вмиг ставшим недружественным.
Но независимо от политической оценки действий военачальников русской императорской армии их воинские доблесть и мастерство оставались достойны уважения. Это понимали и сами горцы, с уважением относившиеся к своим самым решительным и опасным (а значит и самым достойным уважения) противникам. К числу таковых, без сомнения, относится также герой Дона и Кавказа — генерал-лейтенант войска Донского Яков Петрович Бакланов, родившийся 15 марта 1809 года по старому стилю летоисчисления или 27 марта по стилю летоисчисления нынешнему.
К слову сказать, руководство реестрового «Всевеликого войска Донского» почему-то признаёт лишь даты старого (Юлианского) стиля летоисчисления, по которому и отмечает дни рождения Я.П.Бакланова. Ну а мы с вами, уважаемые читатели, живём (как и всё прогрессивное человечество) по новому (Григорианскому) стилю летоисчисления, расходящемуся с астрономическим календарём на столь незначительную величину, что ею можно и пренебречь. Ведь это же не те 13,5 суток, на которые безвозвратно отстала от всего прогрессивного мира Православная церковь, а вместе с нею и реестровое Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское».