Сегодня: 19 апреля 2498, Суббота

«Будь правдив по отношению к дитяти:
исполняй обещание,
иначе приучишь его ко лжи».
Л.Н.Толстой.

КАК ВОСПИТАТЬ РЕБЕНКА
так, чтобы ни вам, ни ему не было мучительно больно

Воспитание детей — дело, в котором мудрости надо иметь воз и терпением запастись желательно, плюс багаж знаний и опыт за плечами – кому-то это кажется легким, другому приходится помучиться. Вот некоторые считают, что мальчиков растить — не женское занятие. Такого мнения придерживались и в древней Спарте, где рано отделяли сыновей от матери, передавая их на попечение воспитателей-мужчин, и в старой России, где в дворянских семьях для воспитания шестилетних ребят приглашали гувернеров. А мальчишки из низших сословий и того быстрее попадали в мужскую компанию, приобщаясь к тяжелой физической работе.
Позже все изменилось, и с определенного времени воспитание детей стало женской работой для воспитательниц в детсаду и обязанностью многих мам. Теперь папу застать за «выгуливанием» ребенка — скорее исключение из правил, воспитатель-мужчина в дошкольном учреждении – это что-то из ряда фантастики. Да и в школу мужчин никакими калачами не заманишь, учителей уже давно меньше, чем учительниц.
Вот и получается, что далеко не у всех детей есть перед глазами пример мужчины. Поэтому обделенные мужским воспитанием мальчики в важнейший период своего развития получают не совсем верные ответы на жизненные вопросы, у некоторых и вовсе появляются немужественные черты характера, женские взгляды на жизнь. Но это совершено не значит, что мамам и женщинам-воспитательницам мальчиков доверять нельзя, просто они должны уметь выбрать правильный подход для детей каждого пола.

ВРОДЕ И НЕ ПЛОХО, НО И НЕ ХОРОШО
Если юному поколению предложить нарисовать пирамидку из достоинств (первый слой неглавные; чем выше, тем важнее), некоторые вверху укажут прилежность, усидчивость, аккуратность, а о доблести, честности, благородстве и отваге ребята могут и вовсе не вспомнить. Мамы и бабушки, которые сами же культивируют в сыновьях такие представления о жизни, потом жалуются на их безынициативность, неумение дать отпор обидчику, нежелание преодолевать трудности.
«Туда нельзя – упадешь! Это не трогай – поранишься!» Конечно, страх матерей понятен: свое чадо надо беречь. Но откуда тогда во взрослой жизни возьмется инициатива, самостоятельность, решительность? Неправильный подход к воспитанию зарождает и взращивает эгоистические соображения и трусость.
Заглушая в мальчике мужественность, женщины искажают мужскую природу, некоторые благие, казалось бы, действия, могут сыграть роль насилия над личностью, что потом отольется будущим семьям сыновей, если они после «легкого» детства еще захотят ячейку общества создавать. Да и мамам детишки все тоже припомнят.
Кстати, хорошее отношение к животным тоже нужно прививать. Иначе из маленького тирана и мучителя зверушек подрастет злодей настоящий, во всех смыслах этого слова жестокий человек, и даже не надейтесь, что жестокость не коснется его воспитателей.

ТЫ УЖЕ ВЗРОСЛЫЙ!
КАК ТЕБЕ НЕ СТЫДНО!
Обратите внимание, насколько спокойней относятся папы к падениям (в буквальном смысле) своих малышей, подбадривают, вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек. Конечно, воспитывать детей по традициям глубокой древности тоже не выход. В отношении к ребенку лучше предпочесть золотую середину. Не нужно детей очень рано взрослить, лишая их детства.
В чем-то можно и даже нужно уступить, в чем-то необходимо стоять на своем, используя не только пряник или кнут, но и разумные обоснования. Разумеется, в разном возрасте прививки мужественности неодинаковы. Воспитывая совсем еще маленького двухлетнего ребенка, уже пора поощрять выносливость. Но только не так, как пытаются сделать некоторые взрослые, выговаривая малышу: «Что ты ревешь? Тебе ведь не больно! Будь мужчиной!» или «Это совсем не страшно, а ты как трус! Как девчонка!»
Действовать нужно так: ребенок плачет – пожалейте (отказывать в поддержке жестоко), а вот если терпит боль, когда ударился, не боится темноты или сам хватает пакеты вместо мамы – похвалите. Мальчику похвала с упором на его мужественность словами: ты молодец, силач, помощник, настоящий мужчина, совсем взрослый — будет особенно приятна.
Если малыш не упал, а лишь споткнулся, но устоял на ногах, не стоит создавать вокруг пустяковой ситуации панику, зачем приучать ребенка обращать внимание на всякие мелочи?
Слышать, что ты «хороший» — это почти то же, что и послушный. Такая похвала мальчику тоже не повредит, если будет не единственной в копилке его удач за день.

МУЖИК СКАЗАЛ – МУЖИК СДЕЛАЛ
Мальчику в 3-4 годика начинайте покупать побольше «мужских» игрушек. Но не только жестокие пистолеты и надоевшие машинки. Штурвал корабля или самолета, молоточек с гаечным ключом вполне подойдут и будут даже более полезными – причем лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими.
А уже 5-6-летнему мальчугану можно давать поработать настоящими столярно-слесарными инструментами, конечно, под присмотром взрослых, но все же самостоятельно. Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из старших выполнять мужскую работу, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. А если сын что-то делает не так, не раздражайтесь, не ругайтесь, не кричите, а подбодрите и предложите попробовать что-то еще или позже продолжить начатое.

ХОЧУ С ТОБОЙ ДРУЖИТЬ
С детства детей нужно приучать к общению. Для маленьких дикарей многое может казаться непривычным, пугающим, а чтобы не пропасть в современном обществе, людей бояться нельзя. Общение, как известно, поддается только смелым.
Выпускать нелюдимого ребенка в народ нужно постепенно, сделайте первый шаг: понаблюдайте за детьми. Начинать обучать и тренировать мальчиков рыцарскому отношению к девочкам желательно еще перед школой. Пусть тренируются сначала на знакомых родственниках, потом во дворе, в детсаду, в классе.
Не ограждайте ребенка от общения. Устройте детскую вечеринку, и повод для нее вовсе не обязателен. Приучать малыша к постоянным развлечениям не стоит, но и отлучать от людей тоже опасно.
1. Основной принцип вечеринки — совместное определение количества гостей и выбор времени для сбора. Желательно, чтобы это было 1,5-2 часа в первой половине выходного дня, во-первых, чтобы не оставлять компашку без присмотра, во-вторых, чтобы вечер остался для семейного общения.
2. Стол пустой не должен быть ни в коем случае, но вот вопрос: чем он должен быть заполнен? Первое, дети будут веселиться и захотят пить, поэтому соки и вода обязательны. Второе, конфеты, печенья и булочки позволительны, но в меру. Третье, запаситесь фруктами – вы понимаете, что это витаминно, а значит особо ценно, а для детей вкусно, стало быть, востребовано.
3. Играем все вместе. Детей не стоит делить на незнакомых и своих, маленьких и больших, умных и энергичных, мальчиков и девочек. Нужно подобрать такие игры, найти такие развлечения, чтобы и места, и сообразительности, и энергии хватало на всех.
4. Музыка – это всегда весело. Детям на празднике плавные мелодии ни к чему. А включить композиции из детских мультиков и кинофильмов может и не модно, зато позитивно.
5. На уговоры малыша поиграть еще чуть-чуть соглашаться не стоит. Отведенное для общения время можно продлить лишь раз и то на полчасика, а если и дальше будет канючить, строго отрезать: «Нет» и объяснить: «Всем пора отдохнуть». Слишком эмоциональный день может отразиться и на физическом здоровье, и на психике. Предложите ребятам продолжить веселье в следующий раз.
6. Нужно поговорить. Даже если вы все прекрасно слышали и видели, расспросите ребенка о состоявшемся веселье. Обсудите с ним волнующие его вопросы, подскажите, как действовать в тех или иных условиях, как выходить из ситуации более правильно.

КТО ГЕРОЙ?
Воспитание мужественности напрямую связано с понятием героизма. Раньше, чтобы выжить в суровом климате и нелегких обстоятельствах, люди невольно становились крепче телом и выносливее духом.
Знакомство детей с подвигами предков должно вызвать уважение к старшим. А незнание прошлого соответственно порождает полностью противоположную модель поведения. В основе педагогики должен быть авторитет взрослых. Задумайтесь, сейчас многие ученики ни в грош не ставят учителей, и толку от воспитания не уважающих детей неавторитетными учителями все равно не будет.
У малышей лет пяти-шести еще загораются глаза при слове «подвиг». Они еще мечтают прослыть храбрецами. Но дальше им начинают внушать, что рисковать собой бесплатно, во имя морали правды идеалов, по меньшей мере, неразумно.
В душе каждого мальчика на определенной глубине сокрыт смутный образ настоящего мужчины, и для нормального развития личности необходимо, чтобы этот образ постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных ситуациях. Конечно, лучше, если герои будут легкоузнаваемыми, близкими. Тогда мальчишкам легче соотнести их с собой, проще на них равняться.
Юношеская тяга к романтике неистребима. Если ребенку охоту к подвигам перебить, он не сможет развиваться нормально. Причем, это скажется как на интеллектуальном развитии, так и на восприятии мира. Подрастающий человечек может либо перегореть и потерять интерес к жизни, либо пуститься на самостоятельные поиски приключений, в лучшем случае продлив романтический подростковый этап и сделав его стилем бытия.
Подростковая преступность также один из плодов отсутствия верной установки: у детей уже нет понятия чести, совести, преданности и т. д., а тяга к героизму все же остается – отсюда и результаты: кражи, грабежи, угоны…
Должны ли быть среди героических черт характера жестокость, беспринципность, безжалостность? С каждым поколением положительный ответ на этот вопрос будет звучать все чаще и чаще. Вот и представьте себе, какие мужчины будут нас окружать, если так продолжится еще лет с десяток.

ПРЕВРАТИТЬ МАЛЬЧИКА В РЫЦАРЯ
Человек так устроен, что его развитие невозможно без стремления к идеалу. Когда поставлена высокая цель, обязательно найдется больше сил для преодоления трудностей. Идеал, конечно, не всегда достижим, но, стремясь к нему, точно становишься ближе. А если планку занизить, то и стремления преодолевать препятствия не возникнет.
Так что же происходит и с воспитанием смелости? Стать героем дано далеко не каждому. Но учить свои трусоватые поступки оправдывать и обосновывать — это кощунство.
Книги — вот где мальчик, перед которым нет живого идеального примера, может узнать, что такое героизм. А дальше дело за малым: осталось научить ребенка читать и выбрать ему правильную литературу.
Но тут следует помнить, что детям делать можно (потому как любой полный запрет вызовет обратную реакцию), но желательно бы пореже.
Компьютер — вещь полезная и вредная одновременно, так что судите сами, где рисовать границу общения ребенка и чудо-техники. Постоянное сидение у голубого экрана, пусть даже с самыми лучшими фильмами и хорошими передачами тоже до добра не доведет, впрочем, как и затяжные, бесконтрольные прогулки, безостановочные занятия спортом, беспрерывное чтение и учеба. Мера – вот что важнее всех запретов, запрет не сделает ничего хорошего, мера же даст возможность многое попробовать, найти идеал и любимое занятие, открыть стремления и склонности.

БЕЗВРЕДНЫЕ ДОБРЫЕ ИГРЫ
1. Три богатыря: Участвуют все желающие. Каждому раздают по шарику и предлагают по команде начать их надувать. Быстрее всех надувшие шарики три человека становятся тремя богатырями.
2. Преклоняю колено: Игрокам выдают книги, после чего под музыку они должны прошагать по комнате с литературой на голове. А на финише, когда музыка остановится, каждый должен встать на одно колено так же с книгой на голове.
3. Лучший шофер: К машинкам привязывают нитки одинаковой длины, а на конец прикрепляют карандаш. Игрокам нужно крутить карандаш, сматывая тем самым нитки, при этом машинка от пола отрываться не должна. В игре можно задействовать всех, если есть много машинок, тогда победит первый. А если сматывать нитку по очереди, победителя можно выбрать либо в каждой паре, либо в конце определить лидера по количеству затраченного времени.