Вышли на большую дорогу…
Некто Н. возвращался из командировки. Путь лежал из Астрахани в Новочеркасск. В половине восьмого вечера под Элистой его остановили сотрудники ГИБДД. Этой незапланированной встрече предшествовало маленькое дорожное событие.
На перекрестке перед линией «Stop» заглохла впереди идущая машина. Завелась, дернулась и снова заглохла. Н. подождал. Та машина не заводилась. Её следовало объехать. Слева — значит выскочить за сплошную осевую линию. Справа, по логике была обочина, правда, без следов дорожной разметки (позже оказалась, что сплошная линия была закрыта грязью). Водитель повернул руль вправо и стал рядом с заглохшей машиной. К нему подошел гаишник с жезлом — рядом был стационарный пост ГАИ.
Гаишник объяснил ему быстро: ты — нарушитель, я тебя лишаю прав, машину — на штрафстоянку. Стемнело. До Новочеркасска было часов 5 езды: если ехать, конечно.
Старший лейтенант предложил «рассчитаться по-хорошему»: 2 тысячи рублей. Н. виновным себя признавать отказывался. Инспектор предложил ему зайти в здание поста, начал составлять протокол. При этом еще один сотрудник ГИБДД (даже не выходивший на улицу!) заявил, что он будет свидетелем правонарушения. У Н. свидетелей не было, он ехал один.
Тогда Н. достал мобильный телефон и позвонил в юридическую службу «ЧЛ» с вопросом: имеют ли право сотрудники ГИБДД забрать у него права и поместить машину на штрафстоянку?
Мы посоветовали ему выяснить, что, по мнению инспектора, он нарушил: какой пункт Правил дорожного движения, какую статью Кодекса об административных правонарушениях? (Забегая вперед, скажем, сотрудник ГИБДД на это ответил: «Что я тебе ликбез проводить буду?»). Это было принципиально важно, чтобы понять, какие санкции и меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении может применить инспектор. На наш взгляд, речь могла идти о ст. 12.15 ч. 1 КоАП РФ — «… движение по обочинам». Но это нарушение предусматривало штраф 500 рублей, притом без изъятия водительского удостоверения.
Проинструктированный нами Н. принялся писать «объяснения нарушителя». Почему-то на отдельном бланке, выданном ему сотрудниками ГИБДД. При этом старший лейтенант обещал сжечь протокол, если Н. заплатит 2 тысячи. Этот факт (требование денег) Н. отразил в своих объяснениях: так и написал — «С меня вымогали 2 тысячи». Сотрудники ГИБДД ушли совещаться…
Глубокой ночью Н. появился в Новочеркасске. Происшествие обошлось ему в 300 рублей, которые он был вынужден заплатить гаишнику в обмен на водительское удостоверение. Конечно, можно было «права качать», но сотрудников ГИБДД было трое (еще один был готов, надо понимать, стать свидетелем), а Н. один – без свидетелей. На дворе стоял поздний вечер, и оставаться на далекой чужой дороге, пешим, честно говоря, не хотелось…
Нам известна судьба составленного калмыцким инспектором протокола. Он обещал его сжечь. Что и сделал. Гаишник, получив взятку, поднес зажигалку к протоколу и … горел протокол синим пламенем! Интересно бы знать: протоколов у ГИБДД не меряно или их выдают с запасом на случаи сожжения, которые в инспекции запланированы? И отчетность ведется: составлено столько-то, предано огню — столько-то…
История эта так показательна, что мы решили показать ее руководству ГИБДД. И не республики Калмыкия или Ростовской области, а сразу – главным гаишникам России: им сверху виднее, что творится во всех регионах, и понятнее, как с этим бороться. Мы отправляем этот номер газеты начальнику ГИБДД МВД РО В.Н. Кирьянову с просьбой прокомментировать описанную ситуацию (дополнительно к публикации сообщим данные водителя Н. и сведения, позволяющие идентифицировать инспекторов ГИБДД, встреченных им на дороге).
А еще, господин генерал, мы просим Вас ответить на наши вопросы:
1. Как вести себя водителю, которого обвиняют в правонарушении, которого он не совершал? При этом сотрудник ГИБДД имеет свидетелей (тоже сотрудников ГИБДД), а водитель едет один в автомашине и свидетелей не имеет?
2. Куда конкретно жаловаться водителю, пострадавшему от незаконных действий инспекторов ГИБДД на дороге? И как ему доказать руководству инспекции свою правоту, если …(см. п. 1 – «При этом сотрудник ГИБДД имеет свидетелей…» и до конца абзаца).
3. Как Вы можете объяснить сжигание протокола об административном правонарушении: а) он липовый; б) протоколы инспекторам выдают в неограниченном количестве и не требуют с них потом отчета об использовании; в) другие варианты.
Полученный ответ мы обязательно опубликуем в «Частной лавочке».
***
10 СОВЕТОВ «ЧЛ» ВОДИТЕЛЯМ
1. Если вас остановил на дороге инспектор ГИБДД, выясните, в чем вы обвиняетесь. Попросите назвать конкретные пункты Правил дорожного движения, которые вы нарушили (по мнению инспектора ГИБДД), а также статьи, части и пункты КоАП РФ, за нарушение которых вам грозит административное наказание. Попросите инспектора не формально, а четко и грамотно разъяснить вам ваши права, воспользуйтесь ими!
2. Возите с собой в «бардачке» таблицу штрафов, действующих с 1 января 2008 г. (она опубликована на стр. 4 этого номера «ЧЛ»). Получив ответ по 1-му пункту, проверьте его правильность по таблице.
3. Не спешите признавать свою вину. Существует презумпция невиновности. Вы невиновны, пока ваша вина не доказана! А доказывать ее должны, в данном случае, сотрудники ГИБДД.
4. Не делайте наспех записей в протокол в графе «Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности». Подумайте, что вы там пишите. Лучше укажите просто: «Правонарушения не совершал. С претензиями инспектора ГИБДД не согласен». Помните: здесь очень актуальна затертая фраза из американских фильмов: «Каждое ваше слово может быть использовано против вас».
5. Знайте, что вы имеете право воспользоваться юридической помощью защитника. Заявите об этом сотруднику ГИБДД. Связывайтесь со своим адвокатом по телефону, консультируйтесь, требуйте от инспектора предоставления вам возможности приглашения защитника на место совершения административного правонарушения. Запишите в протокол, что у вас не было защитника, если инспектор не пошел вам в этом вопросе навстречу.
6. Не умничайте, если видите явные ляпы, ошибки и несоответствия в протоколе. Все неустранимые сомнения в вашей виновности толкуются в вашу пользу. А протокол из-за его неправильного составления может быть признал недействительным, и тогда все обвинение просто развалится.
7. Отправляясь в дальнюю дорогу, старайтесь обрести попутчика (а еще лучше – запасного водителя). Это может быть друг, коллега, жена. В такой компании ехать безопасней, и всегда есть свидетель. Проинструктируйте его на всякий случай. Запишите его в протокол. Его показания могут быть проигнорированы инспектором, но принятым впоследствии судом.
8. Усвойте: разборка на дороге – это еще не финал истории. Не торопитесь платить выписанный вам штраф. Вы можете, вернувшись домой, обжаловать действия сотрудника ГИБДД, признать через суд недействительным протокол.
9. Прочитайте, наконец, Правила дорожного движения и КоаП с последними изменениями (хотя бы главу 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения»). Сотрудникам ГИБДД тоже некогда читать. Превзойдите их в знаниях!
10. Не нарушайте ПДД, не хамите на дорогах, не подрезайте, не прижимайте автомобили, пропускайте, уважайте пешеходов!
***
КОНСУЛЬТАЦИЯ «ЧЛ»
Вопрос: Имеют ли право сотрудники ДПС изымать водительское удостоверение?
Ответ: С 1 января 2008 года ч. 3 ст. 27.10 Кодекса об административных правонарушениях изложена в следующей редакции:
«При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца. В случае, если дело об административном правонарушении не рассмотрено в течение двух месяцев, срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, продлевается судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении. При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида продлевается судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении».
Таким образом, водительское удостоверение может изыматься ТОЛЬКО при совершении административного правонарушения, за которое водитель может быть лишен права управлять автомобилем (или другим ТС). При этом ему обязаны выдать ВРЕМЕННОЕ РАЗРЕШЕНИЕ.
***
Строго официально
МАНЕВРЫ НА ОБОЧИНЕ
О том, что сотрудники ГИБДД сами порой не знают Правил дорожного движения или понимают их как-то по-своему, их руководство знает. А потому поправляет и просвещает своих подчиненных.
В связи с участившимися случаями неверной оценки сотрудниками ГИБДД деяний, связанных с движением ТС по обочинам и тротуарам, 21.09. 2007 года в ГИБДД регионов было направлено УКАЗАНИЕ №13/7-178 О КВАЛИФИКАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ:
Анализ правоприменительной деятельности подразделений Госавтоинспекции показывает, что при выявлении некоторых нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации (далее — Правила) имеют место случаи их неправильной квалификации и как следствие необоснованного привлечения к ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс).
Одной из причин неправомерного привлечения к административной ответственности является неверная оценка деяний, связанных с движением транспортных средств по обочинам и тротуарам.
Пунктом 9.9 Правил запрещается движение транспортных средств по обочинам и тротуарам, за исключением случаев, оговоренных Правилами.
В соответствии с пунктом 12.1 Правил остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на обочине:
* на правой стороне дороги;
* на левой стороне дороги в населенных пунктах:
* на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине;
* на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
Согласно пункту 12.2 Правил разрешается стоянка на тротуаре, граничащем с проезжей частью, только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком 6.4 («Место стоянки» — здесь и дальше в скобках пояснения «ЧЛ»), с одной из табличек 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6-8.6.9 (данные таблички обозначают «Способ постановки транспортного средства на стоянку»).
Допускается движение по обочине или тротуару машин дорожно-эксплутационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин и тротуаров.
Кроме того, разрешается выезжать на обочину для выполнения разворота в случае, предусмотренном пунктом 8.8 Правил (если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части, в том числе с правой обочины).
Исходя из изложенного, движение по обочинам или тротуарам в иных случаях следует рассматривать как деяние, ответственность за совершение которого предусмотрена соответственно частями 1 и 2 статьи 12.15 Кодекса.
Начальник Департамента ОБДД МВД России,
генерал-лейтенант милиции В.Н. Кирьянов
(Опубликовано на официальном сайте ГИБДД).