Сегодня: 20 апреля 9312, Среда

Ну кто из нас не отдавался в последнее время шопингу? Кто не сбивал ноги на маршруте «Икеа»-«Ашан»-«Леруа Мерлен»? Многие провели там едва не все новогодние дни, с удивлением отметив, что деньги тают, а покупок, вроде бы, нет…
Гипермаркет — это великая вещь, гипервещь! Впрочем, многие считают, что хождение в эти торговые точки (многоточия!) — это еще и вредная привычка. И избиваться от нее не проще, чем от курения или желания выпить с друзьями.
Но давайте сначала разберемся, почему мы отправляемся в «Ашан» и др., где скупаем все не пакетами, а тележками? Самый простой ответ таков: там все есть и все дешево! А оно вам действительно надо? И стоило ли оставлять на кассе несколько тысяч за дешевые вещи, когда вы могли купить что-то действительно нужное, но пусть чуть дороже?
Так почему там все дешево? (Ну, не все, есть и бутики, но мы сегодня не о них).
Супермаркеты и гипермаркеты находятся, как правило, на окраине города («Метро» в Западном микрорайоне Ростова) или даже просто в степи («Мега» под Аксаем). Там дешевле земля и можно позволить себе огромные торговые площади. Гипермаркеты строятся в расчете на покупателя, который приедет на машине и оставит там минимум 2-3 тысячи рублей за один раз. «Пешеходный» покупатель им не особо нужен, так как унести много он не сможет: поглазеет и уйдет.
Такие магазины получают прибыль, в частности, за счет недешевой сдачи в субаренду площадей под кафе и специализированные магазинчики. А продают гипермаркеты не то, за чем вы пришли, а то, что им надо продать. Сюда редко кто ходит со списком — многие рассчитывают вспомнить, что им нужно, когда они это увидят. Или купить то, «что приглянется». Таким образом, до половины товаров в корзине покупателя — вещи, о покупке которых он до прихода в магазин даже и не думал. Абсолютное большинство покупателей берет хотя бы один из товаров, выставленных в проходах с пометкой «специальная акция» или «распродажа» — «Sale».
В таких магазинах и правда низкие цены. Некоторые расхожие товары вроде стирального порошка или молока можно купить чуть ли не вдвое дешевле, чем в магазинчиках в центре города. Покупатель, понимая, что цена выгодная, не ограничивает себя, думая, что экономит. Здесь и кроется основной трюк — люди покупают дешевые товары в таких количествах, что оставляют в магазине втрое больше денег, чем оставили бы в обычном универсаме. Дешевизна становится возможной, конечно же, за счет огромных объемов продаж. Но для нас с вами такая экономия оказывается расточительной.
В гипермаркетах подчас трудно сообразить, что сколько стоит. Ценников нет или они перепутаны — и чаще всего это вовсе не случайный, а преднамеренный беспорядок. Дойдя до кассы, многие обнаруживают, что набрали товаров на гораздо большие суммы, чем планировали потратить. Но не понесешь же обратно?
Что можно посоветовать покупателям гипермаркетов? Ну, конечно же, не перестать в них ездить и ходить! Однако нужно учиться противостоять гипнозу, с помощью которого хозяева гипермаркетов пытаются приобщить нас к «культу массового потребления».

СОВЕТЫ ПОКУПАТЕЛЮ ГИПЕРМАРКЕТА

1. Заранее составляйте список покупок. Не берите товаров, которых нет в списке. Если вас привлекла вещь, которой в списке нет, запишите ее название и цену и внесите в список на следующий раз.
2. Не берите товары, выложенные в проходах под вывеской «специальная акция», «распродажа» и т.п., не осмотрев полки с аналогичными товарами. Осмотрев все товары этой группы (например, сыр или майонез), вы обнаружите, что ничего особенного ни в плане свойств, ни в плане цены «распродажный» товар из себя не представляет.
3. Заранее определите сумму, которую вы потратите. Не берите с собой денег сверх этой суммы. Научитесь запоминать или записывать цены товаров, которые кладете в корзину. Выкладывая товары на кассовую ленту, одновременно считайте их стоимость (можно использовать калькулятор в мобильном телефоне). Если вы не уверены, что денег хватит, или реальная сумма может превысить запланированную, кладите не самые нужные вещи на «ленту» последними и заранее предупредите кассира о той сумме, которую готовы потратить.
4. Если в вашем списке всего несколько товаров, а предполагаемые затраты меньше 500 руб., при входе в магазин берите корзинку, а не тележку. В некоторых магазинах этот прием уже «просекли» и ручных корзинок вообще не выдают. Тогда не берите ничего: до пяти предметов легко можно унести в руках.
5. Никогда не отправляйтесь за покупками на голодный желудок. Лучше перекусите в кафе перед входом в торговый зал. Голодный покупатель делает покупок едва ли не вдвое больше, чем сытый. И это, на удивление, относится не только к продовольственным товарам.
6. Старайтесь оставлять дома детей — под их влиянием вы совершите до половины всех непреднамеренных покупок. Многие родители не хотят ударить в грязь лицом перед ребенком и признаться ему в необходимости экономии. Плюс дети, как правило, тащат в корзинку все, что им нравится, а вам будет неудобно выкладывать или вы это просто проглядите.
7. Напоминайте себе: все эти вещи будут здесь и завтра. Распродажи, скидки и дешевизна в гипермаркетах — следствие капиталистического изобилия, а вовсе не грядущего дефицита.
8. Никогда не выбрасывайте чек. Просмотрите его дома, разбирая пакеты с покупками. Сверяйте то, что пробито в чеке, с тем, что лежит у вас в сумках, соотнося каждый предмет с его стоимостью. Сколько денег ушло на еду, а сколько — на другие товары? Сколько денег ушло на товары, которые вы изначально не намеревались покупать? Анализируйте, думайте! Да и просто контроль не помешает. Одна моя знакомая недавно купила в «Ашане» курочку за … 4 тысячи рублей! Хорошо, спохватилась вовремя. Деньги вернули: «У нас это сегодня такой четвертый случай».
9. Старайтесь ходить (ездить) в один и тот же магазин. В знакомом магазине у вас сложится привычный маршрут, и в поисках нужных товаров вы будете реже набредать на ненужные. Это помогает, хотя в некоторых гипермаркетах, борясь с привычками экономных покупателей, время от времени нарочно переставляют наиболее популярные продукты и меняют местами отделы. Можете даже сделать «разминку» — сходить в гипермаркет «на экскурсию», поглазеть, с малым количеством денег.
10. Выработайте иммунитет к покупкам. Приезжайте в супермаркеты почаще, предпочтительно тогда, когда времени у вас мало (например, перед работой). Вам нужно привыкнуть находиться в помещении магазина и ничего не покупать. Или купить что-то необходимое — ту же зубную пасту.