Сегодня:

22 октября 2007 г. в Центре информационных технологий компании «Гарант» состоялся интернет-Круглый стол на тему «Тенденции изменения административного законодательства в области ответственности за нарушение правил дорожного движения: причины и последствия данных нововведений». В нем приняли участие: В.А. Федоров — заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, В.В. Кузин — начальник управления правового регулирования и международного сотрудничества ДОБДД МВД России, В.А. Севастьянов — заместитель начальника отдела по исполнению Административного законодательства ГИБДД Московской области, В.И. Лысаков — Лидер российского движения автомобилистов «Свобода Выбора», А.Л. Холодов — Председатель Санкт-Петербургского регионального отделения общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов», А.Л. Дозоров — Председатель Московского областного регионального отделения общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов».
Ведущий интернет-Круглого стола Евгений Шаманов, директор по внешним связям компании «Гарант», напомнил историю вопроса.
В июле 2007 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который направлен на урегулирование взаимоотношений между сотрудниками Госавтоинспекции и участниками дорожного движения, а также на усиление ответственности за отдельные административные правонарушения в области дорожного движения.
Внесенными изменениями установлены исключения из презумпции невиновности, отдельно определены пространственные пределы действия законодательства об административных правонарушениях, дополнены нормы, освещающие административную ответственность собственников (владельцев) транспортных средств, изменен порядок осуществления автомобильных перевозок, внесены изменения в нормы, регулирующие административные правонарушения в области дорожного движения, а также в порядок административного производства за их совершение и др. Большинство изменений вступает в силу с 1 января 2008 года.
Принятие данного федерального закона обусловлено тем, что в последнее время резко возрос уровень аварийности и травматизма на дорогах России, отсутствием четко урегулированной в законодательстве ответственности за те или иные нарушение ПДД, а также несовершенством российского законодательства.
Несмотря на имеющиеся проблемы, принятие данного законопроекта вызвало возмущения со стороны владельцев транспортных средств. По их мнению, ужесточение наказания автомобилистов за нарушение ПДД серьезно нарушает права человека и противоречит по некоторым позициям Конституции РФ и общим принципам и нормам права, а также только повысит коррупционную составляющую работников ГИБДД.
К моменту начала конференции ее организаторы получили около сотни вопросов от интернет-аудитории. На многие их них были даны подробные ответы. Сегодня мы приведем только часть из них.

О КВАЛИФИКАЦИИ ВОДИТЕЛЕЙ И ГАИ
Ивницкий Виктор: — Вопрос обеспечения безопасности дорожного движения должен решаться комплексно, а не только путем увеличения размера административной ответственности. В связи с чем, планируется ли закрепить в законодательстве РФ организационные меры (например, направленные на повышение качества обучения вождению, переобучение водителей, которые систематически нарушают ПДД)?
Федоров В.А.: — Сегодня профессионализм службы Госавтоинспекции, как мне ни стыдно это признавать, падает. И в той программе, которая в свое время была принята, было заложено то, чтобы все-таки восстановить обучение сотрудников Госавтоинспекции в системе МВД. Даже в советское время Госавтоинспекцию готовили на территории России два средних учебных заведения. Сегодня практически ничего не осталось. Поэтому я считаю, что Министерство внутренних дел, конечно, должно озаботиться подготовкой сотрудников ГАИ, тем более что эта специализация, довольно сложная — это юридико-техническая специальность. И, конечно, надо готовить специалистов и со средним, и с высшим образованием. Второй момент. К сожалению, не закончена реорганизация службы ГАИ с переходом полностью на офицерский состав. Что касается профессионализма водителей, нареканий в адрес учебных заведений огромное количество. Здесь сомнений нет, к сожалению, закон об образовании не дает возможности передать функции по лицензированию, по контролю целиком системе Минтранса и МВД — это должно остаться у министра образования. Но, тем не менее, я считаю, что у МВД сегодня есть рычаги влияния, и там, где группы действительно не сдают… Т.е. исходя из конкретного результата экзаменов вполне можно выходить с предложениями о лишении лицензии и пожестче относиться именно к системе подготовки.
Лысаков В.И.: — Для нас для всех не секрет, что сейчас появилось огромное количество участников дорожного движения, которые свои удостоверения просто купили, т.е. они Правил вообще не знают. Согласны ли вы с тем, что надо ввести уголовную ответственность за продажу водительских удостоверений, поскольку это практически лицензия на убийство?
Федоров В.А.: — Я не думаю, что надо вводить отдельную главу, или статью в Уголовный кодекс. То, что касается должностных лиц — это злоупотребление, то, что касается посредников — это мошенничество. Я думаю, что МВД просто надо более плотно работать в этом направлении.

ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ
Холодов А.Л.: — С 1 января временное разрешение будет выдаваться на два месяца, и продлевать его можно будет на срок не более месяца у лица, в производстве которого находится это дело. Теперь представляем два примера. Первый пример — это у водителя изъяли водительское удостоверение в другом регионе. Из-за того, что почта как-то очень не корректно работает, больше, чем 2 месяца идет по месту жительства его водительское удостоверение. Почтальон не является лицом, которое уполномочено продлевать временное разрешение. Т.е. человек практически остается без водительского удостоверения, и возможности продлить его нет. Предположим, мировой судья принял решение о лишении водителя права по управлению, но в последний десятый день обжалования водитель по почте отправил напрямую в вышестоящий суд, как позволяет делать административный кодекс, жалобу на постановление. В этой ситуации в производстве дело не находится ни у кого, т.е. временное разрешение у водители фактически нет возможности продлить.
Кузин В.В.: — Проблем-то никаких на самом деле нет. Первое: о случае пересылки удостоверения. Пересылка возникает, когда лицо, привлекаемое к ответственности, заявляет ходатайство о направлении дела по месту жительства. В этой ситуации у него сохраняется на руках копия протокола о совершенном правонарушении, которым было изъято водительское удостоверение. Поэтому он в случае, когда срок временного разрешения у него истек, обращается в то подразделение ГИБДД, которое находится по месту его жительства. Что касается судей. Судья после вынесения постановления должен в течение 3 дней направить копию постановления в орган, исполняющий это постановление и соответственно лицу, если то не присутствовало при рассмотрении дела для принятия решения. Гражданин об этом был должным образом извещен. Срок вступления в законную силу и срок подачи жалобы одинаков — 10 дней. Поэтому гражданин, зная о том, что в этот день у него состоялось рассмотрение суда, может до 10 дней подать обжалование. Поэтому, если он подал жалобу, он, соответственно, продлевает срок обжалования.

ЗАЩИТНИК — ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ
Холодов А.Л.: — Очередная дырка в Кодексе, которая у нас появится с 1 января. По статье 28.6 получается, что лишают человека конституционного права на защитника. Почему? Потому что такое право согласно Кодексу возникает у нас с момента составления протокола. Если протокол не составляется, соответственно защитник человеку не положен. Мне кажется, что у нас еще есть возможность эти моменты в законодательстве исправить.
Кузин В.В.: — На сегодняшний день в Комитете по конституционному законодательству и государственному строительству разрабатывается вопрос о внесении изменений в статью 29.5, которая предусматривает момент вступления защитника в производство. На сегодняшний день, как вы знаете, он вступает в дело с момента составления протокола об административном правонарушении. А вот дело у нас возбуждается и в иных случаях, когда любой первый процессуальный документ составляется. Поэтому уже сейчас этот вопрос прорабатывается.


Ирина: — Собираются ли правозащитники усилить меры по борьбе с юридическим «беспределом», против неравенства перед законом на российских дорогах простых водителей и власть имущих?
Лысаков В.И.: — Мы с мигалками давно боремся, и есть кое-какие подвижки. И Президент обратил на это внимание в законодательной части. К сожалению, все-таки, по нашему мнению, Госдума ушла от комплексного решения этого вопроса в рамках Федерального законодательства. Т.е. были только сняты, так называемые, спецномера флаговые, был изменен статус членов Совета Федерации и депутатов Госдумы и все. А там ведь вопрос значительно сложнее. Ведь в понятие «мигалок» входит система передвижения чиновника по нашим дорогам. Мы считаем, что это абсолютная дикость, потому что в соответствии со всеми международными обязательствами водитель должен уступать дорогу машине со спецсигналами, но в нормальных цивилизованных странах под таковыми имеются в виду машины оперативных служб, спасающих жизнь и здоровье людей, но не машины чиновников. Мы сейчас решили в правовом поле, в абсолютно правовых, легальных рамках, после акции протеста, которую мы проводили по поводу мигалок, мы решили устроить общественные слушания. Эту проблему можно решить введением Федерального закона о повышенной ответственности: административной и уголовной людей, представляющих власть.
Лысаков В.И.: — Мы хотим поставить вопрос о том, чтобы включение спецсигналов было жестко регламентировано. И мы видим на каждом углу, как милицейские машины действуют: они или включают один световой сигнал, или звуковой, хотя положены оба сигнала, пересекают сплошную, едут по встречке, не потому что оперативное задание, а потому что не хотят стоять в пробке. Пора дисциплинировать водителей спецтранспорта, поскольку их действия подрывают престиж власти и отрицательным образом сказывается на поведении других участников дорожного движения.
Дозоров А.Л.: Именно в Правилах написано, что они имеют права отступать от таких требований ПДД, но написано «при выполнении неотложного служебного задания». Передвижение чиновника утром с дачи в центр и вечером из центра домой — это никак не является неотложной служебной задачей.

ОБ ОБГОНАХ ТИХОХОДА
Свешников (вопрос от интернет-аудитории): — Ранее в ПДД существовала норма, позволяющая в зоне действия знака «обгон запрещен» обгонять транспортное средство, движущееся со скоростью менее 30 км в час. В настоящее время даже стоящий транспорт или иная помеха на дороге не позволяет без нарушения правил объехать препятствие. Это создает дополнительное условие для коррупции работников ГИБДД на дорогах. Неужели нельзя вернуться к ранее действовавшей редакции правил?
Кузин В.В.: — Что касается этой нормы, то да, она была введена 2 года назад, была введена исключительно из соображений приведения в соответствие с Конвенцией о дорожном движении 1968г., и этому полностью соответствует. Предусматривается, кроме того, правило, что водитель тихоходного транспортного средства при наличии образования за ним значительного количества транспортных средств, должен принять меры к остановке транспортного средства, пропустить скопившиеся за ним транспортные средства. Поэтому, соответственно, применяться данные нормы должны не только к тем лицам, которые вынужденно нарушили правила дорожного движения, обогнав какое-то тихоходное транспортное средство, но и к водителю именно этого тихоходного транспортного средства. Вопроса о том, что необходимо пересматривать и возвращаться к старой редакции пока нет.

СТРАХОВКА И ДОВЕРЕННОСТЬ
Анатолий Ерехинский, Владивосток: — В дальней поездке водитель устал. Заменив его за рулем, я нарушаю нелепое правило, запрещающее мне управлять автомобилем, если в страховом полисе ОСАГО нет моей фамилии. Что-то здесь очень нелогично. А может быть, и неконституционно?
Кузин В.В.: — Вопрос, связанный с обязательным указанием лица, которое управляет транспортным средством, на сегодняшний день открыт, вы знаете, что он используется либо без ограничений лиц, допущенных к управлению, либо к тем лицам, которые указаны в страховом полисе. Вполне возможно, что общество и государство подойдут к этому вопросу так же, как и к управлению автомобилем лицом, не имеющим на сегодняшний день доверенности, т.е. при наличии собственника автомашины дается, так скажем, устная форма доверенности.

ГАИ И ВОДИТЕЛЬ ПОД ВИДЕООКОМ
Лысаков В.И.: — Поставить бы видеорегистратор на машины ДПС и посты ДПС для того, чтобы сделать прозрачными отношения водителя и инспектора, так как это сделано в американских машинах. Стоит это, кстати, не очень дорого. Обязать законодательно составлять все протоколы только в зоне видеофиксации. Мы очень сильно подорвем коррупционную составляющую в нынешних наших российских реалиях. Как Вы на это дело смотрите?
Кузин В.В.: — Эти вопросы рассматриваются и обсуждаются, решение по ним будет принято.
(По материалам Информационного агентства «Гарант»).