Сегодня: 19 апреля 1024, Понедельник

ОКО ЗА ОКО

Вся жизнь — театр!

«Автор пишет одну пьесу, актеры играют другую, а зрители видят третью».
Шарль Баре (французский импресарио).

В минувшее воскресенье в Новочеркасске завершился театральный фестиваль «Комплимент». Еще второй, но уже международный (первый был российский, в 2005 году). Цепляя всех на пути, он вихрем пронесся по городу, только его и видели. То ли еще будет…
Но забежим вперед… Хоть фестиваль и завершился, но и сейчас, когда я сижу перед телевизором и вижу что-то интересное, мне хочется зааплодировать…
События разворачивались стремительно. Для меня все началось еще тринадцатого, в четверг. Тогда весь город предвкушал пятничное открытие, а в театре состоялась пресс-конференция, рассказывающая о планах, раскрывающая замысел. Тут же и выяснилось, что не все заявленные театры смогли осуществить свое прибытие на фестиваль. Удалось подглядеть установку декораций и последнюю репетицию первых выступающих. «Быстрее бы завтра», — подумала я, пытаясь вообразить предстоящее во всей красе. А потом…
Потом наступило завтра. Публика ждала, публика предвкушала, а, дождавшись, получила удовольствие от просмотра. Забегая вперед, скажу, что многие гости города, театры и театроведы отметили нашу публику как очень благодарную (неужели может быть другая?).
Теперь все поэтапно.
14 сентября, 7 часов вечера, на сцене русский театр из Северной Осетии. В антракте — поздравления и напутствие фестивалю от випперсоны, сидящей в ложе. Сам зам. мэра Демченко сказал речь, добился аплодисментов и покинул сцену, отдав ее в распоряжение актеров. Первыми быть нелегко. Но гости старались и добились успеха у зрителей. Официально первый день фестиваля завершен, а для труппы это лишь часть испытаний, впереди обсуждение жюри.
На этом «Комплименте» два жюри. Одно — состоящее из журналистов, заседало с обсуждениями в Ростове. Там, на сцене Дома актера СТД, также проходили показы театральных работ фестиваля.
Второе жюри — профессиональное. В его состав вошли: председатель жюри — народный артист СССР, лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство» Михаил Ильич Бушнов; профессор, доктор искусствоведения Нина Алексеевна Шалимова; председатель секции критики ростовского отделения Союза театральных деятелей Людмила Львовна Фрэйдлин; заместитель председателя СТД Екатерина Васильевна Семенова; художник, член правления СТД Александр Станиславович Лютов. Они разбирали просмотренные в Новочеркасском театре работы, не отходя от кассы, там же, в театре, в черной, черной комнате с ярким прожектором. Артисты, люди публичные, на многих обсуждениях старались сесть в укромный, самый темный и безопасный уголок. Будь то молодежь или старшее поколение, не сговариваясь, они вели себя тише воды, ниже травы. Наверное, так — на всякий случай. Я на их месте поступала бы точно так же. Ведь даже то, что в начале фестиваля жюри не могло собраться воедино (то отсутствовал один, то не доехал другой), не мешало им критиковать всех в пух и прах. Временами хотелось раскритиковать их в ответ. Но все же иногда и я была с ними солидарна. Особенно тогда, когда кого-то хвалили. Критики спорили в мелочах, но по большому счету соглашались. А к середине недели, когда собрались и объединились, стали чуточку добрее (а, может быть, просто подустали). Они даже шутили, и не только над ошибками кого-то, но и друг над другом, чем разряжали ситуацию. В конце своего выступления «критическое» жюри желало успехов театру и просило воспринимать их слова как следует. То есть не обижаться на них, а пользоваться советами и то, если сочтут нужным. Но все эти обсуждения нужны не только для того, чтобы делиться опытом. В спорах, как известно, рождается истина. И в данном случае истина запечатлелась в названии номинаций. Признаюсь, была приятно удивлена количеством таковых и выбором жюри. Но все же придумала свои персональные номинации, пытаясь уловить особенность каждого спектакля.
Итак, спектакль «Кадриль» я назвала «самым расторопным» за то, что они выступали первыми. А от жюри и организатора фестиваля Леонида Ивановича Шатохина театру из Северной Осетии достался диплом за участие. Раздача традиционно на закрытии. Но об этом чуть позже.
15 сентября. Начало спектакля раньше, чем в будни, в 18.00. Государственный русский театр драмы из Республики Абхазия показал премилую, забавную и легкую историю «Немая жена». Никаких глупостей и пошлостей, именно поэтому моя номинация — «самый целый», — значит — не испорченный. Хотя коллектив многонациональный, они отлично взаимодействуют друг с другом на сцене и понимают друг друга как единое целое, как большая семья. Возможно, их сплотили тамошние невзгоды, или режиссер постарался на благо театра?.. Но тем не менее, помимо вручаемого каждому из театров дипломов за участие, этот — из Абхазии — получил еще и за лучший дуэт. Пресс-жюри из журнала «Южный театральный вестник» также не обошло вниманием и отметило их выступление одной из трех своих наград.
Шестнадцатого, в воскресенье, состоялся показ новочеркасской постановки «Слишком женатый таксист». Они получают мою номинацию «самый непредсказуемый», так как этот спектакль не был запланирован фестивалем. Но по причине неявки другого театра нас насмешили таксист и другие персонажи спектакля.
17, понедельник — день тяжелый. Во-первых, два спектакля. Первый в 16.00 — Молодежный драматический театр из города Тольятти. Их спектакль должен получить номинацию «самый обруганный». Критики не жалели эпитетов в адрес их постановки. Но, с другой стороны, ругали — значит заметили.
Второй спектакль немного задержали. Все декорации устанавливали второпях, ведь недавно завершился предыдущий. Мичуринский драмтеатр, на мой взгляд, заслужил быть «самым музыкальным». Все диалоги и монологи в спектакле были положены на музыку. А еще там играл оркестр бытовых предметов: пила, расческа и чашки с ложками. За это и поехал в Мичуринск диплом фестиваля.
18 сентября. На сцене Таганрогский драматический театр со спектаклем «Царство Зверя?.. Павел I». Моя номинация — «самый привлекательный». Это было нашествие школьников и все 400 с лишним мест оказались заняты, пришлось ставить дополнительные ряды из стульев. Затронув и разработав серьезную историческую тему, таганрожцы получили диплом фестиваля.
19 сентября. Калмыцкий государственный драмтеатр и комедия «Ревизор». Моя номинация — «самый национальный». Они все: актеры, режиссер, художник, все до единого — калмыки. Это для них дважды премьера, во-первых — на чужой сцене, а во-вторых — первый раз играли «Ревизора» на русском. Постарались и были отмечены за лучшую сценографию (декорации) и за лучшую эпизодическую роль.
20 сентября. Второй Казачий театр, из Волгограда (первый, конечно же, наш). За их комедию «Подхалюзин и К» моя номинация «самый упоительный». В спектакле много, часто и почти все успели выпить хоть по рюмочке. От фестиваля они получили диплом за неустанность театрального поиска.
21 сентября. Для начала два детских спектакля, в 14 и 16, показал туапсинский театр юного зрителя. «Необыкновенные приключения в цирке» очень понравились тем, для кого были предназначены. Моя номинация «самый непосредственный». Ведь дети — это всегда непосредственность. А от ростовского журнала им — диплом за преданность аудитории.
В семь вечера — снова замена, но уже в рамках фестиваля. На сцене новочеркасский «Оркестр», выступление которого ожидалось лишь в Ростове. Моя номинация — «Самый одаренный», за то, что зрители несли им намного больше цветов, чем другим театрам. Новочеркасцы пели вживую и по-французски, а играли французов, но по-русски, и не остались незамеченными. Нашим актерам — диплом за лучшую женскую роль и за ансамбль (в этой номинации уже пятый у театра).
22 сентября и русский драмтеатр из Кабардино-Балкарии с комедией «Женитьба». Моя номинация «самый жутко-веселый». Что относительно слова «жутко» — это за мифических девочек с рожками. А в общем, веселая история удалась. Их отблагодарили дипломом за лучший эпизод.
23 сентября, воскресенье. В пять — начало драмы «Рыцари кавказских гор». Этот спектакль показали театр из Чеченской республики, открывавшие первый «Комплимент». Моя номинация «самый дикорастущий». Они — народ с необузданным темпераментом. Их профессионализм в актерском ремесле набирает обороты. Рыцари кавказского театра отыграли громкий спектакль с национальным колоритом. После чего на время обсуждения концерт вокально-инструментального ансамбля «Донские узоры». Пока жюри долго и мучительно распределяло номинации, ансамбль скрашивал ожидание, добавляя репертуар концерта по ходу действия. Музыкальная пауза тянулась, представители театров нервничали, но слушали и аплодировали. И вот – долгожданное награждение. На сцену выходит директор фестиваля Шатохин и один из членов жюри Бушнов. Вызывая к микрофону присутствующих участников фестиваля, они вручают вышеупомянутые дипломы и различные памятные призы: чаши, кубки, вазы. Чеченскому театру тоже успели найти подходящие номинации: за самый актуальный сюжет и за дуэт. Они еще и от ростовского журнала приз заработали. За любовь к актерам и высокий профессионализм наградили Фрэйдлин. Получилось, что критики и жюри могут не только распределять, но и получать диплом фестиваля. А почему бы и нет, ведь они тоже старались.
Посмотрев все спектакли от корки до корки, точнее, от вступления до финального занавеса, я составила небольшую статистику этого «Комплимента».
За 10 дней фестиваля на сцене новочеркасского театра побывали 11 театральных коллективов. Еще два участника фестиваля показали свои работы на других сценах. Новосибирский театр выступал в Ростове, а Новошахтинский – на родной площадке.
На четыре спектакля приходили школьники. Их обязательные посещения выявили совершенную неподготовленность к театральным представлениям. Но к концу второго акта сдавались даже самые шумные экземпляры.
Дважды были солдаты. Эта публика с четко отработанной дисциплиной. Ходили строем, беспорядков не создавали, слушали внимательно. На сцене тоже ходили строем в трех спектаклях, оружейным реквизитом пользовались еще чаще, то так – попугать, то громко, аж жуть – попадали туда, куда целились, то стреляли за кулисами. Поэтому не обошлось и без убийств (персонажей, конечно). Можно не беспокоиться, ни актеры, ни зрители не пострадали. А вот мухи… Вымышленных мух старательно, со смаком ловили в двух спектаклях. На четырех представлениях парочки пытались жениться, три раза удачно, дважды с помощью свахи.
Несколько раз были непредвиденные замены актеров. Трижды роли второго плана исполнялись так, что были заметны и интересны не меньше главных. Даже режиссеры иногда играли в собственных спектаклях.
Курили на сцене раз 5-6, причем несколько раз по-настоящему. Три раза били чечетку.
А уж сколько раз танцевали, пили и целовались, просто не поддается никакому учету.
Артисты плакали и смеялись то, чтобы насмешить, то, чтобы растрогать, то заставляли задуматься над смыслом надолго.
На нужную волну зрителей настраивала и звучащая со сцены музыка. Мелодии выбирают на любой вкус и на свое усмотрение из классических шлягеров прошлых лет и современных хитов. Реже пишут специальное оформление персонально к спектаклю. Вероятно, знающие люди говорят, что актер не профессия, а диагноз. От себя добавлю: театр – магнит. Посмотришь спектакль, другой, наэлектризуешься и мимо уж не пройдешь. По сравнению с прошлым фестивалем, театр приманил больше участников и больше зрителей. Не важно, кто уже мэтр, а кто лишь пытается встать на ноги. Не учитываются прошлые награды и регалии. Важен лишь успех этого раза. Ведь недавний победитель может стать аутсайдером теперь.
Поставленные для фестиваля задачи пытались выполнять на полную мощность. Объединиться, сплотиться, повысить квалификацию стремится каждый участник. Дать стимул, показать дальнейшие пути развития, подготовить театры к обменным гастролям и к обмену режиссерами в будущем, стараются организаторы.
События между показами спектаклей, это тоже своего рода спектакль. В нем есть и развитие сюжета и сценография, и взаимодействие актеров: участников, критиков, прессы. Свои таланты и кумиры, свои режиссеры, свое вступление и… свой ожидаемый, но неожиданный финал.
Да, и на этот раз уже разъехались театры. Неужели все хорошее быстро заканчивается? А ведь он хорош – для города и для гостей тоже. Фестиваль возмужал и окреп. Награды вручены, деньги потрачены. Есть 2 года, чтобы поправить шероховатости, откорректировать недочеты и дожидаться следующего, еще более зрелого «Комплимента», теперь уже третьего. Назад дороги нет.