Вопрос: Индивидуальный предприниматель с апреля 2003 г. применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». С 2007 г. предприниматель осуществляет новый вид деятельности. Вправе ли предприниматель изменить объект налогообложения по УСН с 01.01.2007?
Ответ: В соответствии с пунктом 2-статьи 346.14 НК РФ налогоплательщик не вправе сменить объект налогообложения в течение трех лет с начала применения упрощенной системы, налогообложения.
Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, с апреля 2003 г., может изменить объект налогообложения по истечении 2006 г., т.е. с 1 января 2007 г. Абзац 2 пункта 1 статьи 346.13 НК РФ не распространяется на случаи, когда налогоплательщиком применяется упрощенная система налогообложения.
Основание: Письмо Минфина РФ от 22.07.2007 № 03-11-05/138
Вопрос: Наша организация в ближайшее время намерена продать автомобиль по доверенности. Хотелось бы выяснить, кто будет являться плательщиком транспортного налога при продаже автомобиля?
Ответ: Согласно статье 358 НК РФ объектом обложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, транспортный налог платит та фирма, на которую зарегистрирован автомобиль.
Признание физических и юридических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые они зарегистрированы, поступивших в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 362 НК РФ, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Таким образом, основанием для уплаты транспортного налога служит факт регистрации транспортных средств в органах Госавтоинспекции МВД России.
Аналогичным образом ситуация обстоит и с физическими лицами: транспортный налог платит тот, на кого зарегистрирован автомобиль.
Вопрос: Порядок исчисления и уплаты земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Кодекса). Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления, не позднее 1 марта этого года.
Исходя из данных норм Кодекса, следует, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения, изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
В связи с этим такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой, базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
Основание: Письмо Минфина РФ от 5.09.2006 г. N 03-06-02-02/120.
***
Обзор характерных вопросов по НДФЛ
1. Вопрос:
Организация принимает на работу иностранцев. Как следует рассчитывать 12-месячный период, необходимый для определения налогового статуса физических лиц? Прерывается ли этот период на время выезда за пределы РФ? Полагаются ли данным работникам стандартные налоговые вычеты по НДФЛ?
Ответ:
Пунктом 2 ст. 207 Налогового Кодекса РФ установлено, что налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Таким образом, при определении налогового статуса физического лица организации необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода физическим лицом, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которых физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение вышеуказанных 12 следующих подряд месяцев.
Дни нахождения за пределами Российской Федерации независимо от цели выезда не учитываются, за исключением случаев, прямо предусмотренных Кодексом.
В случае если срок нахождения физического лица на территории Российской Федерации за 12 месяцев, предшествующих дате выплаты дохода, будет составлять не менее 183 дней, указанное физическое лицо будет являться налоговым резидентом Российской Федерации в текущем налоговом периоде, и его доходы от источников на территории Российской Федерации подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13 процентов.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму стандартных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 Кодекса.
Если работник организации не будет признан налоговым резидентом в соответствии с положениями ст. 207 Кодекса, налогообложение его доходов, полученных от источников в Российской Федерации, производится по ставке 30 процентов.
К таким доходам стандартные налоговые вычеты не применяются.
2. Вопрос:
В ходе рекламных акций организация вручает призы и подарки своим клиентам -физическим лицам. Обязана ли она представлять в налоговые органы сведения о доходах физических лиц, если стоимость указанных призов не превышает 4000 руб.? Будет ли она являться налоговым агентом по НДФЛ, если доходы превысят 4000 руб.? По какой форме следует сообщать в налоговые органы о невозможности удержать НДФЛ и сумме задолженности налогоплательщика?
Ответ:
Согласно ст. 24 Налогового Кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с п. 28 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
Таким образом, при получении физическими лицами от организации указанного дохода, не превышающего 4000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц.
Соответственно, организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами.
При этом организации следует вести персонифицированный учет физических лиц, получивших указанные подарки и призы. В случае если стоимость призов и подарков одному и тому же физическому лицу превысит в налоговом периоде 4000 руб., организация будет признана налоговым агентом и, соответственно, на нее будут возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. 226 Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В рассматриваемой ситуации у организации отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц у налогоплательщиков, поскольку при получении приза доход у физического лица образуется в натуральной форме и выплаты денежных средств, из которых можно было бы удержать налог, не происходит.
Согласно п. 5 ст. 226 Кодекса при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
В этом случае исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 228 Кодекса.
О невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика налоговым агентам рекомендовано сообщать в налоговые органы по месту своего учета по форме N 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица за 200_ год», утвержденной Приказом Федеральной налоговой службы от 13.10.2006 N САЭ-3-04/706.
3. Вопрос; Подлежат ли налогообложению доходы физических лиц, полученных в связи с предоставлением жилищной субсидии?
Ответ:
В соответствии с положениями подпункта 7 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации к доходам, полученным налогоплательщиком от источников в Российской Федерации, относятся пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством.
Таким образом, предоставленные налогоплательщику на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов субсидии любого вида, в том числе жилищные, являются объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.
Согласно положениям пункта 3 статьи 217 Кодекса не включаются в объект налогообложения установленные действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационные выплаты, связанные с бесплатным предоставлением жилых помещений.
В данном случае речь идет о компенсации расходов физического лица при предоставлении жилья в пользование по договору социального найма или на условиях аренды. В собственность граждан жилье не предоставляется, а приобретается путем заключений договоров купли-продажи, инвестирования, мены или передается в порядке приватизации.
Учитывая изложенное, полученная налогоплательщиком жилищная субсидия подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.
***
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В связи с многочисленными обращениями по вопросу изменения в 2007 году оценки имущества (домовладения), принадлежащего физическим лицам на праве собственности, применению ставок налога на строения, помещения и сооружения, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 13 по Ростовской области и Муниципальное унитарное предприятие «Центр технической инвентаризации» разъясняют следующее.
На основании статьи 1 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 (далее -Закон) плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица -собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 2 Закона объектами налогообложения признаются следующие виды’ имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Статьей 5 Закона установлено, что налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Инвентаризационная оценка строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, определяется предприятиями технической инвентаризации, осуществляющими технический учет и инвентаризацию строений в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (далее Порядок), утвержденном Приказом Министра архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992 г № 87.
На основании пункта 3.2.1 Порядка определение восстановительной стоимость строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с последующим ее пересчетом в уровень цен года оценки по коэффициентам, утвержденным органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с Постановлением Администрации Ростовской области от 08.08.2006 № 313 с 01.01.2007 г. на территории Ростовской области временные инвентаризационные коэффициенты к базовым оценочным нормам 1996 года для оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. Данный коэффициент для муниципального образования «Город Новочеркасск» составляет -42.
На 01.01.2006 года применялся коэффициент — 30. Таким образом, инвентаризационный • коэффициент в 2007 году увеличился в 1.4 раза.
Кроме того, Решением городской Думы города Новочеркасска от 24.11.2006 протокол № 21, установлены следующие ставки налога на имущество граждан:
Стоимость имущества Ставка налога
до ЗОО тыс. рублей 0,1 процента
от 300 тыс. рублей
до 500 тыс. рублей 0,3 процента
свыше 500 тыс. рублей 2,0 процента
Рассмотрим расчет стоимости имущества физических лиц для целей налогообложения на следующих примерах.
Пример 1. Гражданину М. на 01.01.2006 принадлежал жилой дом и хозяйственные постройки стоимостью 360 тыс. рублей. В 2006 году его налог на имущество составлял 360 000 х 0,3% = 1080 рублей.
На 01.01.2007 года стоимость его имущества возросла в 1,4 раза на основании веденного . коэффициента = 42. И составит 3,60 000 х 1,4 = 504 000 рублей. В связи с тем, что стоимость его имущества возросла, то применяется другая ставка налога = 2,0 процента.
Таким образом, сумма налога гражданина М. в 2007 году составит 504 000 х 2,0% = 10 080 рублей.
Пример 2. Гражданину К. на 01.01.2006 года принадлежал жилой дом с постройками стоимостью 185 тыс. рублей по ул. Гагарина, жилой дом с постройками стоимостью 221 тыс. рублей по ул. Газетной и квартира стоимостью 73 500 рублей. Общая стоимость имущества подлежащего налогообложению составила 185 000 + 221 000 +.73 500 = 479 500 рублей. В 2006 году его налог на имущество составил 479 500 х 0,3% = 1438,5 рублей.
На 01.01.2007 года стоимость имущества гражданина К. возросла в 1.4 раза и составила 497500 х 1.4 = 671 300 рублей. В связи с изменением стоимости имущества гражданина’ К. применяется ставка налога 2%.
Сумма налога на имущество гражданина в 2007 году составит 671 300 х 2.0% = 13 426 рублей.