Сегодня:

Работающие на НЭВЗе и объединенные клубом ветеранов военно-морского флота «Бригантина» бывшие военные моряки всегда с особым волнением вспоминают годы, проведенные ими на флоте. Те годы, которые оставили неизгладимый след в душе каждого, кто в свое время носил военно-морскую форму.
Вот почему в 2004 году я, узнав случайно, что бывший директор НЭВЗа Василий Ильич Дуваров в свое время служил в военно-морском флоте, решил обязательно встретиться с ним. Мне хотелось как можно больше узнать о флотском периоде его биографии, а также его отношение к морякам и к морскому братству. И я обратился к Василию Ильичу с просьбой о встрече с ним.
Вскоре такая встреча состоялась. Наша беседа проходила в непринужденной, теплой обстановке. У меня даже не возникало ощущения, что сидящий передо мной человек в свое время был руководителем довольно высокого уровня. А ведь в начале своей служебной карьеры В.И. Дуваров был ни кем иным, как офицером ВМФ, проходившим военно-морскую службу в тяжелые послевоенные годы. Чувствовалось, что он не на словах, а на деле знает цену флотским службе и дружбе, братской взаимовыручке.
К большому сожалению, через два месяца после нашей встречи Василия Ильича не стало: ушел из жизни человек, моряк, руководитель высокого ранга, которого многие знали и ценили. Его долго будут помнить не только на НЭВЗе и в нашем городе, но и в нашей области и даже за ее пределами.
Василий Ильич прошел большой жизненный путь от рабочего новочеркасского завода имени Никольского до директора крупнейшего электровозостроительного завода. Заводом этим ему выпало руководить в период так называемого государственного и политического застоя, пришедшегося на 70-е — 80-е годы минувшего века.
В тот период существовали плановая экономика, централизованные управление и снабжение с одной стороны и отсутствовали возможности проявить разумную инициативу руководителю предприятия, получить хоть какую-то свободу своих действий с другой стороны. Не было тогда и возможности пойти на большой, но оправданный, риск; зато каждый свой шаг руководитель должен был сверять с направлением, намеченным партийным «перстом указующим». Малейшее отклонение от этого направления жестоко каралось.
Но жизнь показала, что даже в таких условиях инициативный руководитель, каковым был и Василий Ильич, способен со своими единомышленниками найти выход практически из любой тупиковой ситуации. В.И. Дуваров и его коллеги-руководители были способны мобилизовать коллектив НЭВЗа на сборку и сдачу приемной комиссии не менее трех десятков электровозов в месяц. Они знали, как и чем увлечь коллектив завода на вдохновенный и результативный труд. И тут возникает закономерный вопрос: откуда исходили энергия и сила убеждения Василия Ильича, откуда брались его знания и опыт?
Конечно же, свою роль в его судьбе сыграла большая дружная семья, которая заложила в характер мальчика самые лучшие человеческие качества. Но не менее важную роль в становлении характера Василия Дуварова сыграла его шестилетняя служба в военно-морском флоте, где он окончательно окреп и закалился.
Василий Ильич рассказал мне, что в апреле 1947 года его по комсомольскому набору призвали на военно-морскую службу и направили на Черноморский флот. Там строгая комиссия, учтя характер, знания, сообразительность и энергию матроса Дуварова, направила его в учебный отряд Николаевской школы связи. После окончания этой школы в 1948 году, Василий Дуваров был направлен для дальнейшего прохождения службы в дивизию подводных лодок, базировавшуюся в городе Поти.
Матрос Дуваров служил добросовестно, и командование соединения, учтя это, в 1951 году направило его на курсы мичманов. После окончания этих курсов В.И. Дуварову присваивается звание младшего лейтенанта, и в 1952 году он откомандировывается на Николаевский кораблестроительный завод в качестве военного представителя по приемке новопостроенных кораблей.
Но в 1953 году (после года службы Василия Ильича на офицерской должности), в связи с реорганизацией Вооруженных Сил СССР, приказом Министра обороны — Маршала Советского Союза Г.К. Жукова — многие тысячи младших офицеров были уволены из армии, авиации и военно-морского флота. В их числе был и лейтенант флота В.И. Дуваров.
После завершения военной службы Василий Ильич усердно учился и работал на многих должностях среднего звена. Но шестилетняя служба в ВМФ оставила в его душе теплые чувства к морякам, трепетное отношение к морским традициям. Полученная им во время службы морская закалка помогала ему плодотворно учиться и работать, решать сложные производственные задачи и достигать высоких рубежей.
С большой теплотой о Василии Ильиче Дуварове и о годах совместной работы с ним вспоминает Леонид Васильевич Рыбалко, который является референтом генерального директора НЭВЗа более двух десятилетий. В свое время он сам был связан с флотом: учился в мореходном училище имени Седова, военно-морскую практику проходил в Севастополе. Ему понятно, откуда Василий Ильич знал об особенностях флотского коллектива, морского братства, которые воспитывают у молодых матросов самые лучшие, высокие человеческие качества, оставшиеся у них на всю жизнь.
Не менее тепло вспоминает о Василии Ильиче и Александр Трифонович Ильченко, десятки лет являющийся главным сварщиком НЭВЗа. Поэтому для него также близка тема военно-морской службы и дружбы, ценных человеческих качеств, которыми обладал бывший морской офицер В.И. Дуваров. И не только он, но и другие работники НЭВЗа, в свое время служившие на флоте. Да и сам Александр Трифонович проходил службу на Черноморском флоте, а в настоящее время является заместителем председателя клуба ветеранов ВМФ «Бригантина».
Светлая память о замечательном человеке — бывшем офицере военно-морского флота, директоре прославленного электровозостроительного завода В.И. Дуварове сохраняется в сердцах многих знавших его людей.
В заключение мне хотелось бы обратиться к читателям газеты с предложением: напишите, кто работал на НЭВЗе, о том периоде, когда заводом руководил В.И. Дуваров. Выскажите свое мнение, свои соображения на ту или иную тему. Пусть ваши воспоминания станут исполнением нашего долга перед ушедшими от нас людьми.