Когда-то доктор Ватсон сделал «аттестат» Шерлока Холмса, где отметил: «Знание в области литературы – никаких; астрономии – никаких…» Шерлок Холмс, к ужасу Ватсона, даже не знал, что Земля вертится вокруг Солнца. «Ну хорошо, пусть, как вы говорите, мы вращаемся вокруг Солнца. А, если бы я узнал, что мы вращаемся вокруг Луны, много бы это помогло моей работе?» — резонно ответил знаменитый сыщик пораженному его невежеством Ватсону. Так что Шерлок Холмс был невежествен принципиально! Но зато он открыл дедуктивный метод раскрытия преступлений, и в этом ему не было равных.
Когда Альберта Эйнштейна спросили, как совершаются открытия, он ответил: «Очень просто. Все знают, что это сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие». Гении могут позволить себе роскошь быть невежественными, на то они и гении!
Сегодня у нас, к сожалению, образованность часто подменяется информированностью. Тому виной новые технологии.
Но они должны нас развивать, а не «зашоривать». Взять, к примеру, Интернет – ведь это большая энциклопедия на дому, продукт цивилизации, а не культуры.
А книга – совсем другое. Чтение, это ведь не только считывание букв и слов. Это отдельное удовольствие, почти физическое. Удобное, любимое кресло, плед, удовольствие от книги в руках, от ее осязания, что ли, от перелистывания страниц, от закладки, от возможности вдруг отложить книгу, чтобы налить себе вкусного крепкого чая и опять вернуться к ней, перечитывая особенно понравившееся, задумываясь, замирая…
«Немного красного вина,
Немного солнечного мая,
И тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна…»
(Мандельштам)
Кто-то спросит: “Почему нас сейчас призывают любить и защищать книгу, когда шкафы библиотек ломятся от ежегодных печатных поступлений, а книжные магазины пестрят разнообразием изданий?”. Скажем ему: “Мы не говорим о числе печатных поступлений, мы говорим о “любви к книге”. Кто знает, может быть, этот неисчисляемый поток печатной бумаги, в свою очередь, смутил народное представление о книге как об истинной ценности. Не только каждый библиотекарь, но даже вдумчивый продавец книг скажет вам, что любовь к книге, как к таковой, сильно поколебалась и рассеялась.
Книга, как в древности говорили, — река мудрости, напояющая мир! О достоинстве книги именно сейчас пробил час подумать. И потому, не по догме, но по неотложной надобности твердим сейчас: «Любите книгу!»