Сегодня: 29 сентября 6366, Четверг

Какая школа? Август на календаре! Это верно, до начала учебного года ещё далеко. Но учиться, как известно, никогда не рано, и не поздно. Да и школа, которую мы решили открыть на страницах нашей газеты будет воображаемая, без обычных атрибутов этого учебного заведения. Так будет называться рубрика, в рамках которой мы намерены бороться с всеобщей покупательской безграмотностью. А в том, что мы все (в той или иной степени) ею грешим, сомнений нет. Во всяком случае, регулярные обращения народа, недовольного качеством покупки или полученной услуги в разные инстанции (в том числе и в нашу газету), неоспоримое тому подтверждение.
Многие ли знают «Закон о защите прав потребителя»? Подавляющее большинство из нас знакомо с ним, как и с другими нормативными документами, регулирующими товарно-денежные отношения, лишь понаслышке. Не ведаем о них не только мы — покупатели и потребители разных услуг, но часто и те, кто оказывает нам эти услуги и предлагает разные товары. Не бесплатно, конечно, предлагает, а за наши деньги. И, что характерно, деньги-то мы отдаём настоящие, а товары или услуги, случается, получаем такие, что, как говорится, «мама дорогая»! Нас нередко обманывают, а мы «ведёмся» на заманчивые обещания, верим в высокое качество и «специфисский», как говаривал герой классической миниатюры Аркадия Райкина, вкус. Мы отдаём за эти эфемерные обещания деньги, а потом, убедившись в обмане, пытаемся найти правду, возместить убытки, вернуть свои кровные. А поезд, чаще всего, уже «ту-ту», ушел, наш поезд, и наши деньги осели в чьём-то просторном кармане. И всё потому, что в своё время мы проявили неосмотрительность, не просчитали возможные варианты развития ситуации. А может быть, и потому, что понятия не имели о том, что может произойти с нашей покупкой, или каким «боком» нам может выйти полученная услуга. Так вот, чтобы эти неприятности случались с нами как можно реже, наша газета в содружестве со специалистами Управления торговли и бытового обслуживания администрации города Новочеркасска, решила открыть «Школу покупателя». Почему именно «покупателя», а не «потребителя»? Да потому, что мы за всё платим деньги, покупаем не только товары, но и услуги.
Решено, что наша рубрика будет выходить по мере накопления читательских вопросов, которые мы ждём по телефонам: 2-82-85 и 4-62-43. Сложные ситуации просим излагать в письменном виде и направлять в редакцию по почте. Обязательное условие — наличие контактной информации заявителя (телефон, адрес, имя-отчество). Личные данные нужны для уточнения обстоятельств дела и других нюансов.
Вопросы наших читателей мы будем адресовать специалистам Управления торговли, чьи ответы, мы надеемся, будут полезной к размышлению информацией для всех нас, покупателей и потребителей. Мы, конечно, оставляем за собой право не описывать полностью каждый из вопросов на страницах газеты, а брать лишь наиболее характерные примеры, которые могут представлять наибольший интерес для аудитории. Просим наших читателей понять нас правильно: «Школа покупателей» — не адвокатское бюро, мы не правомочны вести тяжбы по защите прав потребителей. Свою задачу мы видим в вооружении покупателей-потребителей информацией о том, как не попасть в неприятную ситуацию.
Итак, урок первый.

«МИМО ЭТОГО ОКОШКА Я БЕЗ ШУТОК НЕ ХОЖУ»!

Семья Мамаевых живет в доме дореволюционной постройки. Всем дом хорош — стены едва не в метр толщиной, перекрытия прочные, даже кровля не вызывает никаких нареканий, но вот окна не выдерживали никакой критики. Деревянные переплёты, где подгнили, где рассохлись. Решили Мамаевы поставить себе пластиковые оконные блоки. Прикинули по цене — вышло на три окна больше 30 тысяч, поднатужились, собрали деньги, заказали окна в одной из фирм. Назовём её «Винтик и Шпунтик». Оформили заказ, заплатили деньги, и вскоре бригада оконных дел мастеров ловко и быстро демонтировала старые блоки и поставила новые. Радости Мамаевых не было предела. Правда, через полгода новые окна стали вести себя совсем неадекватно. Их стало ни открыть, ни закрыть, рамы «повело», профиль, как потом выяснилось, оказался не лучшего качества. Что делать? Пошли Мамаевы к «Винтику и Шпунтику». А те руками разводят:
— Мы профиль не делаем, мы продаём готовые блоки. Виноват изготовитель. Раньше никто не жаловался, а вам, граждане-товарищи, просто крупно не повезло, попалась некондиция.
— Меняйте! — требуют пострадавшие, — или деньги возвращайте.
— С чего это вдруг?! — возражают «Винтик и Шпунтик», — загляните-ка, уважаемые, в договор.
Заглянули Мамаевы в документ, который когда-то подписали не глядя, а там черным по белому: «Фирма «Винтик и Шпунтик» является дистрибьютором (продавцом), и за качество поставленного товара ответственности не несёт. Покупатель об этом предупреждён. Производитель продукции — фирма «А энд Б».
Где фирма «А энд Б»? А закрылась уже, три месяца уж, как закрылась. Короче — ищи-свищи!
Так и живут Мамаевы со своими кривыми пластиковыми окнами. А ведь виноваты в этой ситуации они сами. Договор оказания услуг надо было читать «до того», а не «после».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА:
Ненадлежащее оформление договора реализации товаров или услуг — наиболее частая ошибка покупателей и потребителей. Перед тем, как заключать (подписывать) договор, покупатель должен досконально его изучить. Желательно получить исчерпывающую информацию об организации, с которой этот договор заключается. Необходимо чётко сформулировать собственные требования к продавцу. Ознакомиться с договором и выяснить, насколько требования покупателя совпадают с условиями, изложенными в договоре. Можно даже отложить сделку, и, взяв экземпляр договора, обсудить его со специалистом. Если обнаружены неточности, лучше выяснить их до заключения договора. Необходимо выяснить меру ответственности продавца и покупателя. Если в договоре обнаружены неясности, положения, которые могут быть истолкованы двойственно, необходимо выяснить все вопросы с продавцом. В том случае, когда у покупателя есть предложения по изменению предварительного варианта договора, следует согласовать их с другой стороной. Если же продавец не желает идти на уступки и предлагает заключить предложенный вариант, то покупателю следует хорошо подумать, прежде чем ставить свою подпись под таким документом и платить деньги.
И последнее. Договор, который ущемляет права потребителя, и, что главное, противоречит действующему законодательству, считается недействительным. Если договор оспаривается, то покупатель должен чётко указать, каким именно правилам, законам, другим нормативно-правовым актам противоречит спорный документ. А семье Мамаевых теперь прямая дорога в суд, который решит, кто виноват, и что делать.

Материал подготовлен совместно со специалистами Управления торговли и бытового обслуживания администрации города Новочеркасска