Сегодня:

Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, НПИ!
Фотохудожника Олега Мацнева представлять не надо. Политехнический – это и его «альма матер», и у него множество фоторабот связано с архитектурным ансамблем института.
«Я не вижу ничего плохого в том, что рядом появится культовое сооружение, красивое, не нарушающее гармонии. Это — как знамя. Если знамя бросить, оно заставляет смотреть вниз, а если водрузить — вверх. Но надо, чтобы мы понимали: только часовней не отделаемся. Главное, что в ней будет потом происходить.
Вера должна быть свободной, нести в себе любовь, свет и тепло…»

БЫЛА БЫ ЦЕЛЬ, А СРЕДСТВА НАЙДЕМ
Новочеркасцам, у которых на благое дело всегда находятся средства, будет технически нетрудно поучаствовать в благотворительной акции – перевести деньги в Фонд «Общества попечителей храмов г. Новочеркасска». Сбербанк выступил спонсором и выпустил квитанции, которые есть во всех его отделениях по городу, чтобы любой желающий смог легко и надежно сделать свой благородный жест. Этот счет открыт для поступления средств на восстановление всех церквей города, но в ближайшее время деньги будут направляться в основном на строительство университетской часовни.
В Библии сказано: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме моем была пища…Я для вас запрещу пожирающим истреблять плоды земные…И вы будете землею вожделенной…»

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: «ЧЕЛОВЕК В РОССИИ – ОБРАЗ БОЖИЙ».
Много сейчас говорится о том, чтобы национальной идеей в России стало православие. А национальная идея лежит на поверхности:
«В России нет нищих, нет бедных, нет бомжей, нет сирот, нет пьяных, нет наркоманов, нет отверженных ни по национальному, ни по религиозному признаку. В России – нет войны. В России – чисто. В России — хорошие дороги.
Человек в России – образ Божий. Ходящий прямо, мыслящий свободно, умеющий любить и прощать…И служить униженным и оскорбленным.

НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЮРГТУ (НПИ): «САКРАЛЬНОЕ МЕСТО, В КОТОРОМ РАБОТАЕТ ДУША…»
«Религиозное воспитание дается в детстве, в семье. Школа может дать знания, но того, что заложено в детстве, изменить не сможет. Формировать мировоззрение уже поздно. Ведь нельзя же начать воспитывать ребенка с семи лет.
В школе можно изучать священную историю (в адаптированном варианте, потому что Библию трудно воспринимать: это мифология, к тому же неоднократно переведенная, нужно серьезное образование, чтобы ее читать). И учить как обычный школьный предмет. А в вузе только усложнить подачу. Вуз – это тоже образовательное учреждение, он воспитывает лишь в плане приобретения социального опыта. Я, читая лекции по культурологии, еще могу каким-то образом повлиять на умы, но в вуз приходят люди с уже сформированным мировоззрением.
А возведение храма еще никогда никому не помешало. Но сказать, что сама часовня окажет влияние на религиозное воспитание, я не могу.
Не так она сама важна, как участие в ее возведении.
Участие в благотворительной акции уже само по себе воспитывает. Человек чувствует себя частицей целого, ощущает, что может сделать что-то от души, но не по необходимости, давая и ничего не требуя взамен, и осознает, что что-то зависит только от него.
Ну, а если храм просто есть, и туда приходит молодой человек…
Для чего он туда приходит? Душой отдохнуть? А душа в храме не отдыхает, а работает. Прийти и просто поставить свечку – это одно. А храм – это место общения с Богом. Богу можно сказать то, чего не скажешь никому. Это не воспитательный акт, а социально-психологический, не отдых, а отдохновение, когда ты освобождаешься от груза радости или горя, и выходишь из церкви с облегчением: то, что мучило тебя, ты высказал. Бог принимает тебя таким, какой ты есть.
В этом случае храм необходим.
А общаться с Богом надо уметь. Этому учат в семье.

ДЕПУТАТ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА, КАЗАЧИЙ АТАМАН, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЮРГТУ (НПИ) ВЛАДИМИР СТРЕЛЬЦОВ: «СПАСИСЬ, И С ТОБОЙ СПАСУТСЯ ТЫСЯЧИ…»
«Конечно, религиозное воспитание надо начинать с рождения, в колыбели. Но, даже если этого не произошло, ребенок, заканчивая школу, поступает в институт, отрывается от семьи и оказывается один на один с жизненными проблемами. Приходит понимание, что, кроме Господа, ему уповать не на кого. То, что рядом с университетом собрались построить часовню, очень правильный шаг. Сделать его надо было давно. Все социальные блага не заменяют воспитания в религиозном ключе. Разгул преступности и упадок нравов на всех уровнях – это плоды многолетнего безбожия. «Если Бога нет, значит, я сам могу судить и миловать». К чему же мы придем, если не задуматься о религиозном воспитании?
Человек в любом возрасте может переосмыслить себя и встать на узкий путь, ведущий к спасению души, к гармонии с собой и окружающим миром. Он становится целостной личностью, и начинает понимать, как помочь другим людям, творит вокруг себя новую реальность.
Серафим Саровский говорит: «Спасись, и с тобой спасутся тысячи…»

ГИБЕЛЬ НАРОДУ БЕЗ СЛОВА БОЖИЯ
Глава верующей семьи, дочка которого училась в богословском институте, пришел в гороно и спросил, когда в школе будут преподавать Закон Божий. Ему ответили, что никогда, потому что у нас светское государство и светское образование. Тогда он сказал: «Ну, тогда через двадцать лет у нас не будет ни государства, ни образования…»

СВЯЩЕННИК ЦЕРКВИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ХРИСТИАН­БАПТИСТОВ ВЛАДИМИР РОМАНЕНКО: «КОМУ­ТО ВСЕ РАВНО, А КТО­ТО ХОЧЕТ НЕ ГРЕШИТЬ…»
«В последние 17-18 лет нам стало свободнее исповедовать нашу веру. Нашему городу повезло на правителей. Мы, баптисты, можем позволить себе быть независимыми. У нас есть свое мнение, которое мы высказываем в корректной форме в личной беседе любому руководителю.
По поводу строительства часовни возле ЮРГТУ у меня двоякое мнение. Студентам и преподавателям, конечно, тоже нужна духовность. Им нужно знакомиться с Евангелием и Христом. Это похвальное стремление сделать Бога ближе.
Но есть два опасения. Первое: в большинстве существующих городских храмов молодежь никто не ждет, они там не нужны со своими бедами и нуждами. И второе: студентов будут знакомить не с Библией и христианством, а с православием, а это разные вещи.
Количество протестантских приходов города (их одиннадцать) и прихожан сопоставимо с числом православных приходов. Если бы одной вере поставили часовню на территории государственного университета, это бы означало, что вся территория стала бы православной, а это противоречит Конституции.
Если бы я был обычным горожанином, мне было бы все равно, но, поскольку я священнослужитель, замечу, что все православные храмы стоят на доступных местах, куда можно дойти пешком, а баптистские церкви располагаются по окраинам. И просто религия еще никого не уберегла. Нужна живая вера. Мы работаем 18 лет в местах лишения свободы. Практически все заключенные утверждают, что они православные.
Я думаю, должна быть осознанная вера. Молодой человек должен выбрать, во что верить. Для этого ситуация неравноправия в отношении различных конфессий должна измениться. Духовный мир не может быть однополярен. Если не поддерживать православие как государственную религию, а поставить все религии в равные условия, это пошло бы на пользу всем конфессиям и в конечном итоге прихожанам. Ведь церкви – это «операторы сотовой связи» с Богом, и мы выбираем те из них, которые лучше других отвечают потребностям нашей души.
Поэтому от наличия приходов других конфессий и православные прихожане нашего города только выигрывают. Христос один, а все люди – братья.
Если в православие загонять по принуждению, потом такие верующие пополняют тюрьмы и позорят церковь…Верующий читает Библию, соблюдает заповеди, знает, во что верит, посещает свой храм. В общем, я только за то, чтобы молодые люди изучали Библию, Евангелие. Ведь церковь призвана прежде всего учить людей верить, потом крестить, и затем продолжать учить. Это последнее поручение Христа своим ученикам перед Вознесением.
Вы много мнений собрали, но главное – это «мнение» самого Христа…

МУФТИЙ ФЛЮР АРСЛАНОВ: «КАВКАЗСКИЕ ВОЙНЫ НИКОГДА НЕ КОНЧАЮТСЯ…»
«В казачьем Новочеркасске было две мечети (одна – на Татарке, другая – в районе улицы Бакунина), медресе (духовная школа). От предков нам осталось древнее мусульманское кладбище, которое старше нашего города. Я уже несколько раз обращался к администрации нашего веротерпимого города с просьбой разрешить строительство мечети, но пока получал ответ о том, что «православный народ не поймет нас, пока не закончится война на Кавказе».
А война на Кавказе никогда не закончится.
Но мы проявляем терпение и надеемся на перемену нашей участи. Мы молим Всевышнего продлить время власти наших правителей, потому что очень ценим стабильность и порядок.
Нам никто не запрещает молиться, поститься, соблюдать свои обряды – бракосочетания, имянаречения и погребения, учить детей своей вере, читать Коран. Для молитв у нас есть «чистая» комната в клубе, который был построен на месте деревянной мечети в хуторе Татарском. Если не все помещаются в комнате, можно помолиться на улице на молитвенном коврике.
В этом году на праздничный пир «байрам» после поста «рамазана» собралось 200 человек, и мы накрывали столы на улице.
Но сейчас верующих вообще немного.
Конечно, мы поддерживаем решение о строительстве православной часовни. Мы и сами, постепенно, приняв решение еще в 1998 году, восстанавливаем свою мечеть. Уже есть каркас. Не на историческом месте, но зато из дерева. Старинная мечеть, разобранная в начале сороковых годов двадцатого века, была тоже деревянной».

ВАЛЕНТИН ЕФИМОВИЧ ШУКШУНОВ, ПРЕЗИДЕНТ ЮРГТУ (НПИ): «ВЛАСТНОЕ ВЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ…»
«Вера должна быть, потому что если человек ни во что не верит, у него нет ничего святого. Вера всегда от чего-то оберегает.
Нашему университету исполняется сто лет. Мы решили воздвигнуть часовню в знак, что политехнический находится под покровительством того, во что мы верим.
Как все в мире складывается из элементов, так и мы начнем постепенно и ненавязчиво формировать отношение студентов к вере. Надо сделать первый шаг.
Татьянин день – праздник не только православный. Святая Татьяна – покровительница всех студентов, независимо от их вероисповедания. У нас учатся мусульмане, баптисты, католики, православные. Поэтому мы не ставили задачу построить часовню именно православной святой. Просто православная Татьяна – покровительница студентов.
Наша часовня будет иметь отдельный вход с улицы Просвещения. Место, отведенное под часовню, единственное возможное и удобное вблизи университета. Не только университетские, но и любой горожанин сможет войти и помолиться. Это святое дело.
Сейчас многие молодые люди признают веру. Сам видел очередь на всю ночь к святым мощам, состоящую почти полностью из молодежи.
Может быть, наши студенты нуждаются в собственном храме…

ВЛАДИМИР ВОРОНИН, ЗАМЕСТИТЕЛЬ АТАМАНА ВСЕВЕЛИКОГО ВОЙСКА ДОНСКОГО: «КРЕСТ ОСЕНИТ СВОИМ СИЯНИЕМ…»
«Мне повезло, в детский садик я не ходил, воспитывали бабушки, обе верующие. Вкус причастия, запах ладана и жар свечей помню до сих пор. В советские времена на черном книжном рынке, накопив денег, купил за 200 рублей (это была хорошая месячная зарплата) Псалтырь и Евангелие. Я сочувствую неверующим – у них нет счастья общения с Богом.
Атеист – человек, искусственно лишенный Бога. Воспитание ребенка начинается с рождения, а если без Бога, значит, с кем?..
Религия, кроме практики и технологии общения с Богом, дает еще и культуру, и стереотип поведения. Можно предположить, как поведет себя мусульманин, иудей, буддист, но только атеист непредсказуем, потому что живет, как хочется, по своему разумению, ежедневно, ежечасно сочиняя свою «религию».
Религия – это не только отношения с Богом, но и отношения между людьми. Все религии, на всех языках мира, будь то закон Божий, Моисея, Магомеда, – это правила праведной жизни. Если их нарушать, наступает хаос.
Наша вера – православная. Вся жизнь казаков и государства Российского формировалась на православных ценностях, вбирая и ценности других народов, которые в разное время входили в орбиту России. И русские люди, жизнь которых была основана на Законе Божием, всегда с уважением относились к чужим законам, понимая, что они могут быть отличны от наших.
Атеистическое воспитание вообще не может называться воспитанием. Это антивоспитание: его адепты не уважают Закон Божий, так как же они могут уважать законы человеческие?
Все попытки изобрести общечеловеческие ценности обречены на неуспех. Подобие не может заменить правду; получается ложь.
Ну, а часовня при университете – определение отношения учебного заведения к православию. Кто-то зайдет случайно, послушает батюшку, кто-то перекрестится, кого-то крест сам осенит своим сиянием. Наблюдение креста еще никому не вредило, кроме бесов; они креста боятся и будут университет обходить стороной.
В православии есть понятие «намоленности». Университет станет ближе к Богу, а часовня – намоленным местом и студентов, и преподавателей; последним это нужнее, они больше нагрешили».

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ: «НЕ ПУТАЙТЕ ПОНЯТИЯ «СВЯЩЕННИК» И «СВЯТОЙ».
Батюшка – это ремесленник; на нем благодать Божья, он «мазан миром», когда принимал сан. Он знает, как Богу молиться. Но люди часто путают понятия «священник» и «святой». Немногие священники стали святыми. Причин много.
Как говорят, если за простым человеком один бес ходит, то за священником – двенадцать. К нему приходят люди исповедовать свои грехи. Иногда они рассказывают страшные вещи, а батюшка все это носит в себе. Все наши грехи и пороки.
Священники несут тяжелое послушание: и в последнем мерзавце увидеть человека. Они окормляют таких людей. Перед ними нередко встает дилемма: убийца обращается с просьбой об исповеди и прощении грехов…
«Конец света» — как нравственная катастрофа — неизбежен…
Но надежда есть всегда… В киношедевре Спилберга «Список Шиндлера» Оскар Шиндлер (которому мировая война была «мать родна»: заработал столько денег, что ему хватило бы до конца жизни) вдруг смотрит на свой перстень, на свою машину и понимает, сколько человеческих жизней он мог бы выкупить, и начинает лихорадочно растрачивать свои миллионы на спасение от страшной смерти совершенно чуждых ему евреев, которых в его среде даже людьми не считали…

Фото Николая Склярова
row['name']