Международный день музеев
Вряд ли найдётся новочеркасец, который не бывал бы в Музее истории донского казачества. Однако большинство горожан, скорее всего, ограничились единственным походом туда, рассуждая, «ну был я уже в музее, что там ещё делать?». Для многих музей это не более чем хранилище старинных вещей, некий склад древностей. На самом деле, это далеко не так.
— Сохранение предметов — это лишь одна из задач музея, — говорит заместитель директора по научной работе Музея истории донского казачества Светлана Камнева, — две других, не менее серьёзных и важных — научная работа и пропаганда исторических знаний.
Я долго допытывался у Светланы Васильевны, как удаётся раскрыть тайну того или иного предмета, документа, как музейщики выясняют его историю.
— Трудно описать точную технологию этого, — ответила моя собеседница, — во-первых, тщательно фиксируется «легенда» предмета: его происхождение, кому он принадлежал, в какое время и как попал в музей. На предмет создаётся специальная карточка научного описания. Работая с ним, специалисты сравнивают новый экспонат с аналогичными образцами, которые уже хорошо изучены, просматривают каталоги. Устанавливается его подлинность, ведутся консультации с коллегами из других музеев. Работа эта очень кропотливая. Иногда она затягивается на годы. И здесь трудно выстроить чёткую технологическую цепочку.
Например, долгое время в фондах хранились несколько неизвестных предметов. Может быть, они лежали бы там до сих пор, но однажды в архиве была обнаружена старинная фотография, которая позволила сделать однозначный вывод: это детали одной очень большой трубки, которая принадлежала герою войны 1812 года, генерал-лейтенанту Ивану Ефремовичу Ефремову. Сейчас эта трубка размером почти в метр находится в одной из витрин музея.
Почти такая же история произошла с другими экспонатами — фотографиями. Они хранились в фондах как безымянные. Было видно, что на них крестный ход, но где он был снят, кем и когда — неизвестно. К счастью, в Государственном архиве Ростовской области на глаза научным сотрудникам музея попались дубликаты этих фотографий, но уже с именем автора, датой и местом съёмки. Оказалось, что эти снимки были сделаны в конце 60 годов XIX века в станице Старочеркасской фотографом, издателем и исследователем казачьего быта и культуры Фёдором Троилиным по заказу Донского статистического комитета.
Помимо такой «индивидуальной» работы с экспонатами, музейщики работают по очень многим направлениям. Изучаются глобальные проблемы истории донского казачества, фондовые коллекции, создаются новые экспозиции на основе имеющихся экспонатов. Для непосвящённого посетителя — экспозиция это просто выставка неких предметов, на самом деле, каждый экспонат, каждый документ в музейной витрине не случаен. Все они взаимосвязаны и посвящены какой-то одной исторической теме. «Самостоятельный» посетитель может лишь осмотреть выставленные предметы, почитать этикетки, но в полной мере история откроется ему лишь на тематической экскурсии. Именно там можно узнать, что на самом деле происходило у нас на Дону в тот или иной исторический период, а экспонаты в музейных витринах будут живыми иллюстрациями к рассказу экскурсовода. И рассказ этот как раз и будет результатом очень большой работы научных сотрудников музея.
В стенах музея регулярно проводятся научно-практические конференции, на которых озвучиваются результаты исследований. Музей ведет большую просветительскую работу со школьниками и студентами (для них разработана специальная система абонементных лекций), занимается издательской деятельностью. Один из старейших сотрудников музея Иван Петрович Потапов около десяти лет изучал коллекцию оружия, хранящегося в музее, и сейчас подготовил к изданию каталог этой коллекции. Готовится к изданию и справочник по Новочеркасску, где будет изложена история многих зданий города, представлены другие сведения.
В музейном «закулисье» жизнь бьёт ключом. Фонды постоянно пополняются новыми реликвиями. Например, когда я был в музее, научный сотрудник фондового отдела Евгения Ситливая вела описание огромного альбома с фотографиями. По словам Евгении Валерьевны, этот альбом, датированный 1912 годом, с отлично сохранившимися снимками, был недавно передан в музей внучкой главного ветеринарного врача Провальского конезавода. В начале XIX века это племенное хозяйство было в Луганской области (она тогда тоже входила в Область Войска Донского).
Помимо изучения музейных коллекций, вёдётся и большая реставрационная работа, которая помогает продлить жизнь многим раритетам.
Когда я попросил Светлану Васильевну Камневу приоткрыть планы музейщиков, то она сказала, что сегодня идёт работа над новой экспозицией мемориального Дома-музея художника-баталиста Митрофана Борисовича Грекова, посвященной 50-летию его открытия и 125-летию со дня рождения живописца. Музейщики продолжают осваивать Атаманский дворец, работают над созданием экспозиции первого этажа этого комплекса. Есть в планах и очень интересная идея — в сотрудничестве с военно-историческими клубами устраивать реконструкцию рыцарских поединков или эпизодов известных сражений в усадьбе дворца. Это помимо того, что там уже давно и с успехом работает музыкальная гостиная и начал свою деятельность дискуссионный клуб. В более далёкой перспективе — выставки, посвященные 200-летию войны 1812 года и её героям. Ещё дальше — работа по глобальному обновлению базовой экспозиции Музея истории донского казачества. Та, которую видят посетители сегодня, создана больше тридцати лет назад. Все перечисленное требует огромного труда музейщиков — научных работников, хранителей, художников, всех, кто предан своему нескончаемому и такому интересному делу.
Сегодня в экспозиции музея представлено менее 10% от общего объёма исторического богатства, которое в нём хранятся. Есть вещи, которые ещё ни разу не были представлены публике. Они ещё ждут своего часа, ждут встречи с теми, кто понимает непреходящее значение истории для современности.
Фото автора