Сегодня: 20 апреля 1741, Четверг

«МНЕ НАДО НА КОГО­НИБУДЬ МОЛИТЬСЯ…»
…Растила меня бабушка — коммунистка-атеистка: даже ее дочка — моя мама — некрещеная. Но воспитатель Анна Григорьевна была от Бога. Придумала мне «красавицу Мавру», которой мы с ней тихонько молились; в своей святой простоте бабушка даже не понимала, что это «ипостась» Божьей Матери, от которой отреклась…
Как говорится, если бы Бога не было, его следовало бы выдумать.
И «муравей» находит «себе Богиню по образу и духу своему…»
Потому что природа не терпит пустоты.
Слишком долгие и непрямые дороги к храму приводят к тому, что, например, человек, у которого в доме «40 квадратных метров книг» (извините за выражение), только в 50 лет начинает читать Библию, и делает смешное и великое открытие, что все, что он понял в жизни, набив неимоверные шишки и извалявшись в несусветной грязи, еще две тысячи лет назад было написано в этой книге…
«Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем…»
Сколько семей было загублено эпохой «феминизма по-русски», а ведь в Библии просто и ясно сказано: женщине в муках рожать детей, а мужчине в поте лица добывать свой хлеб…
Есть очень образованные люди, которые считают, что нравственность человека формируется под воздействием социума: если ты не хочешь, чтобы тебя били, пинали, закрывали в тюрьму, будь добр, не убивай и не кради, работай, и все у тебя будет хорошо. Старайся на каждом маленьком «пазлике» своей жизни поступать идеально, и полотно твоей судьбы сложится идеально. А религия – это «сверху», это для толпы, чтобы проще было ею управлять…
Есть даже такое выражение-парадокс, что религия – это преграда между человеком и Богом.
И, чтобы, как говорится, покончить с «плохими новостями»: в прессе начинают мелькать слова «клерикалы»; «клерикализм» как желание русской православной церкви влиять на политику, и в конце концов на экономику Российского государства.
Но это не наша тема. Не будем подставлять головы под молнии. Дух неизбежно стремится ввысь. Каждый человек остается с Богом один на один, сам отвечает за свои поступки, сам определяет, какое место религия и церковь занимает в его душе.

ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННИК ОТЕЦ АНДРЕЙ НЕМЫКИН:
«САМОЕ СЛОЖНОЕ ­ ПРАВЕДНО ЖИТЬ»

«Из человеческой природы никак не выводятся моральные принципы. Только сорняки растут сами по себе, а культурное растение нужно возделывать, и делать это умело. Религия придает человеку-эгоисту образ Божий, как будто к дикому деревцу прививает культурную ветвь — высшие ценности. Нравственность имеет религиозный подтекст. Или человеческая особь будет удовлетворять свои потребности любыми доступными способами. Человеческая природа «удобоприемнее» к греху. Грех приятнее, его легко совершить. В него достаточно просто скатиться. А праведность жестока. Если хочешь сохранить в себе образ Божий, надо приготовиться преодолевать трудности. Христианство – не форма вероисповедания, а способ жизни. Быть христианином – значит, соблюдать заповеди. А православие – суровая необходимость самоограничения и самодисциплины. А воспитание детей, но это только моя точка зрения, это не процесс моральных сентенций, а образ жизни в семье, в обществе. Ребенок видит, как живут люди, начиная с родителей, — по-скотски или добродетельно.
Самое сложное – самим воспитателям праведно жить. (Можно сказать, что обстоятельства вынуждают нас отступать от христианских норм). Но совсем не факт, что плоды своего воспитания отцы и матери увидят при жизни. Обычно родительское ворчание мы не слышим.
По-настоящему взрослым человек становится, когда родители уходят из жизни».

ХОТЬ ИКОНУ ПИШИ

…Я знаю девушку, которая получила истинно религиозное воспитание. Можно только завидовать покою и безмятежности ее души. Она закончила институт с «красным дипломом» и пошла на послушание в церковь, просто потому, что ей было там хорошо. Пела в церковном хоре и звонила в колокола. Училась по толстым замечательным книгам в богословском институте. Вечерами сидела дома, под иконами, с любимыми родителями, сама — «иконописная», сероглазая и русоволосая «тургеневская девушка». В ее жизни не было ни капли суеты. Она была спокойна: будет на то Божья воля, в свое время ей встретится человек, с которым она соединит свою жизнь, от которого родит детей…
После знакомства с ней захотелось начать жить сначала, а собственная судьба показалась черновиком…
Или вот картинка. Прохожу мимо кирхи. Высокий красивый парень (Голливуд отдыхает), увлеченно высаживает перед церковью цветочки на клумбу, полностью поглощенный этим богоугодным занятием…

НЕВЕРИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ ЕСТЬ БОЛЕЗНЬ РОКОВАЯ

А такой же молодой, такой же прекрасный молодой человек прямо на улице падает на колени, стекленеет, застывает в неестественной позе с закрытыми глазами…Кажется, это называется «вставило…»
…Родители детей, воспитанных вне веры, очень рискуют, что их дети не будут счастливы, но поймут это, лишь когда вырастут и станут несчастливыми взрослыми.
Их никогда не покинет смятение духа. Если «жизнь удалась», тревога навсегда поселяется в душе… «Кому сказать спасибо? а вдруг мое счастье – ошибка? а вдруг с ребенком что-то случится? а вдруг я заболею и умру? что тогда с ребенком?..»
И так далее (список всем знаком), вместо того, чтобы вручить свою судьбу Господу и жить по его заповедям…Ничего ведь не надо придумывать, существует двутысячелетний опыт христианства, неужели нужны еще варианты?
Ну, а если судьба – «горе-злосчастье в придачу»…Одна мудрая мама сказала переживающей свои несчастья дочери: «Как жаль, что ты не веришь в Бога…» «А что, вера кого-то уберегла?» «Не уберегла, но помогала пережить…»

ПРАВЕДНЫЕ И МУДРЫЕ ­ В РУКЕ БОГА

В нашем городе с его прекрасными действующими храмами, старинными и вновь построенными, и призраками бывших, стертых с лица земли церквей, не могут люди не чувствовать, что Бог есть, и он с нами…
Однажды, несколько лет назад, и это помнят многие новочеркасцы, после грозового ливня ветер в несколько мгновений разогнал облака, и в чистом синем небе, прямо над засиявшими в солнечном свете куполами Вознесенского собора распустилась великолепная радуга…
Бог есть; он очень сильно нужен. Однажды я наблюдала трогательное кино. На ступенях Свято-Константино-Еленинского храма стоял отец Андрей Немыкин в полном священническом облачении. По улице шли трое мужиков, по виду — тяжело работающих и, как следствие, сильно пьющих. Увидев священника, эти трое друзей с простыми, даже синюшными лицами, повалились на колени и стали креститься и кланяться. Было ясно, что это большая неожиданная радость в их жизни, и они даже не слышали, как говорил отец Андрей: “Что ж вы на меня креститесь, вы на храм креститесь… “
Бог не разбирает по социальным нишам, в чьем сердце ему поселиться — потомственного алкоголика или интеллигента в третьем поколении.
Подруга-учительница, директор школы, которую в принципе полностью устраивал «Моральный кодекс строителя коммунизма», однажды призналась, что завидует своей знакомой, которая торгует на рынке.
«Я бы тоже, как она, накупила бы детской обуви или одежды и раздавала бы по детским домам. Фрукты бы завозила в Дом ребенка…»
Денег хватало только своих детей прокормить, а душа ее жаждала милосердия…
По трассе, ведущей из Ростова к Черному морю, стоит кафе «Уральские пельмени». Здесь работает жена местного священника, очень верующая женщина, и трое или четверо их детей. Вся еда очень вкусная, свежая, особенно домашние пельмени, вылепленные добрыми руками. Благодаришь семейство, а они отвечают: «Во славу Божию!»
Кстати, в кафе нельзя курить, а из спиртного есть только пиво.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВАДИМ КЛИМОВ, ДИРЕКТОР ФОНДА «ОБЩЕСТВО ПОПЕЧИТЕЛЕЙ ХРАМОВ г. НОВОЧЕРКАССКА»: «ВСЕ ТРУДЫ ЧЕЛОВЕКА ­ ДЛЯ РТА ЕГО, А ДУША ЕГО НЕ НАСЫЩАЕТСЯ…»

«Если Бога нет, то все можно, и человеческая жизнь теряет смысл. Получается, что живем мы для размножения, для наживы, для карьеры.
А смысл жизни – в угождении Богу. Если сделать это целью, вся жизнь будет выстраиваться как положено. И дети наши будут думать о том, как же им угодить Богу. Пусть даже мышцы качать — для того, чтобы в лучшем случае прославлять Бога, а в худшем – защищать православие…
Если человек понимает смысл жизни, то становится источником добра. Но если нет понятия смысла жизни, который в том, чтобы делать добрые дела «во Славу Божию», постепенно животные инстинкты возьмут верх. Жизнь будет сопряжена со злобой, и человек сам станет источником зла. Кроме того, что грех – источник страданий для него самого, человек своими грехами начинает стяжать грехи окружающих. Грех, как яма, как водоворот, – упадешь, а выбраться очень тяжело. Согрешив, человек нарушает связь с Богом. Своими грехами отгораживается от Бога…»

РЕЛИГИЯ ­ ФОРМУЛА НРАВСТВЕН­НОСТИ

Представьте, как бы все упростилось, если бы в детстве нас ознакомили с понятием греха. А мы в свою очередь точно так же поступили бы со своими детьми.
Как хорошо было бы объяснить ребенку все раз и навсегда, когда его еще можно положить поперек колыбели…

АНДРЕЙ НЕМЫКИН: «Я НЕ ВИЖУ ПРОГРЕССА»

«Воспитание – это фундаментальные ценности. Но сегодня их нет вообще. Нет понятия греха, борьбы с ним, воздаяния…Религия в нашем обществе загнана в тупичок сознания, как удел верующих, а «просвещенные» люди больше полагаются на доводы разума, опираются на теорию прогресса. Чем больше изобретают педагогических систем, тем больше проблем во взаимоотношениях с детьми».

ВСЕ ЖИВОЕ ­ ЧАДО БОЖИЕ

Разговор с любимой девушкой из романа Сергея Минаева «Духless»:
«Я же постоянно встречаюсь с тобой либо в хлам пьяный, либо подкуренный, либо обдолбанный, а частенько и то, и другое, и третье вместе. Я в таком состоянии могу легко … лошадь, а не то что длинноногую любительницу разговоров о современной прозе…Я и жизнь свою проматываю этой ежедневной погоней за развлечениями. Я же бегу сам от себя, мне самому с собой скучно, тошно и мерзко…»
Это говорит не самый худший представитель поколения рождения семидесятых, «чей старт был так ярок и чья жизнь так бездарно растрачена…»
«Многие из нас падают, захлебываясь в крови и собственно желчи, и тогда наши несчастные родители подбегают к нам, чтобы помочь подняться. А мы отпихиваем их и плюем им в лицо со словами: «Будьте вы прокляты! Самое глупое, что вы могли сделать, это родить нас!»
А называется это красиво — «потерянное поколение»…
Теперь на очереди – следующее поколение рождения восьмидесятых. Наши дети.
«80 процентов из них вообще не читают книг. Остальные читают, но какие? Лучше бы они вообще ничего не читали», — сказал папа двоих детей.
И ведь не скажешь, что поколению детей не нужна религия.
Сын, которому в детстве вместо веры просто дали книгу «Библия для детей», однажды сказал: «Когда я попадаю в опасные ситуации, я всегда думаю: «Ну не может же Бог так поступить с моей мамой…»
Наши дети уже понимают (и принимают) в этой жизни больше нас, потому что многое мы просто отказываемся понимать.
В армии убивают «свои ребята», в общежитии обворовывают «свои же», на улице грабят «свои», на наркотики подсаживают «свои»…
Отец Андрей Немыкин говорит, что наше общество катится в преисподнюю. «Для христианина история человечества – это билет в один конец. Конец – это начало нового мира, без жестокости, крови, предательства, насилия, лжи, лицемерия…»

ВО МРАКЕ НЕ ПОЯВИТСЯ СВЕТЛОЕ БЛАГОУХАНИЕ

Семей, которые исповедуют православие в Новочеркасске – полпроцента. И хотя 80 процентов населения декларируют свою религиозность, но в церковь ходят все те же полпроцента: «Зачем ходить в церковь, если Бог и так живет в моем сердце, видит и слышит меня?»
Но есть выражение: «Кому церковь не мать, тому Бог не отец». Представьте себе, что поблизости нет ни одного православного храма – и сразу ощутите такую неприкаянность в душе…
Православная Церковь хотя и была дискредитирована, но осталась своего рода культурным заповедником и нашла в себе силы к возрождению, первые шаги которого мы наблюдаем в нашем городе.
И сделан маленький шажок в направлении религиозного воспитания молодого поколения: принято решение о строительстве православной часовни во имя Святой мученицы Татианы рядом с ЮРГТУ (НПИ) и заключено соглашение о сотрудничестве Южно-Российского университета и Новочеркасского благочиния русской православной церкви в области духовного просвещения и нравственного воспитания студентов.
Как сказал Валентин Ефимович Шукшунов, общаясь с духовенством, можно только завидовать образованности, свободе мыслей и широте взглядов.

ОТЕЦ ТОМАШ, СВЯЩЕННИК РИМСКО­КАТОЛИЧЕСКОГО ПРИХОДА: «ВТРОЕ СКРУЧЕННАЯ НИТЬ НЕ СКОРО ПОРВЕТСЯ…»

«Рядом с университетом образовался «хороший треугольник»: представлены три ветви христианства. Я лично рад, потому что это поможет православным студентам исповедовать свою веру. Для меня как для католика нет дискомфорта, потому что я был воспитан в культуре, где мы не смотрели на другие конфессии как на соперников, потому что разные течения христианства – это все равно попытки приблизить человека к Христу. Распознавать разницу между конфессиями – неправильная традиция. Христиане больше обращают внимание на то, что объединяет, чем на то, что разделяет.
Имеет значение только то, в какой среде воспитывается человек, что впитывает в себя. Если в окружении человека нет символа отношения к Богу, каким является храм, его душа может не ощутить тягу к христианским ценностям…»

РОДСТВА И ДРУЖБЫ СИЛА ВЕЛИКА

Если национальная идея православия способна объединить российский народ, то строительство часовни практически на территории ЮРГТУ уж точно способно объединить население Новочеркасска.
Во-первых, без преувеличения три четверти горожан – это выпускники НПИ. Знакомая, четверть века как закончившая институт, говорит, что у нее сердце щемит, когда она проходит Крытым двором. Во-вторых, в НПИ сейчас учатся тоже никак не меньше, чем процентов семьдесят пять наших детей. Потом в нем будут учиться их дети. Самое интересное, что и половина нашего духовенства прошла через Альма Матер («мать родная» по-латыни.)
Трудно найти семью в Новочеркасске, кому политехнический был бы не родной.
(Продолжение следует).

Редакция «В» благодарит Вадима Климова, президента ЮРГТУ (НПИ) Валентина Ефимовича Шукшунова, православного священника Андрея Немыкина, священника церкви евангельских христиан — баптистов Владимира Романенко, муфтия Флюра Арсланова, свя-щенника Римско-католического прихода Томаша Весна, преподавателя ЮРГТУ Наталью Михайлову, четырежды депутата городской Думы и казачьего атамана ЮРГТУ Владимира Стрельцова, предпринимателя Михаила Мо-ро-зова, заместителя Атамана Войска Донского Владимира Воронина, фотохудожника Оле-га Мацнева, которые приняли участие в обсуждении темы религиозного воспитания молодежи, и с компетентным мнением которых мы познакомимся в следующем номере «В».

Фото Николая Склярова
row['name']