Сегодня: 19 апреля 6785, Пятница

12 мая отмечается Всемирный день медицинских сестер.

Рассказ пойдет о настоящих, безупречных медицинских сестрах. Таких, я уверен, можно встретить во многих местах. Чтобы стать хорошей медсестрой, необходимы талант и профессионализм. Но эта работа также требует сочувствия, сострадания и доброты, что стало такой редкостью в нашем мире, где «только бизнес и ничего личного».
Где же искать? Сразу подумалось о хирургии, травматологии. Там, где все на грани жизни и смерти, сразу виден результат хорошей работы. Об этом пишут и снимают кино. А вот о чем у нас вспоминают крайне редко, так это о психиатрии. Обывательский стереотип «психической» медсестры очень примитивен: этакая зверовидная тетка со шприцом и смирительной рубашкой. Стереотип, возникший в силу почти полного отсутствия неискаженной информации об этой отрасли медицины, крайне далек от истины. Как я мог убедиться, именно здесь почти забытое понятие «милосердие» продолжает существовать в своей первозданной чистоте.

Наталия Васильевна Делова, старшая медсестра диспансерного отделения Новочеркасской психоневрологической больницы.
Закончила новочеркасское медучилище в 1977 году. Затем по направлению отработала год акушеркой в Егорлыкской райбольнице. С 1978 года – палатная медсестра в урологическом отделении новочеркасской БСМП. «Я очень любила хирургию, поэтому дважды возвращалась туда после декрета» — вспоминает Наталья Васильевна. «Там было трудно, но очень интересно, виден результат нашей работы. Сутки, двое, трое выхаживаешь человека после операции, укольчики делаешь, стараешься изо всех сил. Смотришь – он уже ходит, улыбается. Приносит удовлетворение сам процесс выздоровления пациента. Происходит «организованная суматоха», азарт, бежишь галопом по коридорам, стараешься помочь». Но жизнь вносит свои коррективы. С 1982 по 1987 год Наталья Васильевна Делова проработала в травмпункте 2-й поликлиники. Затем случайно проходила мимо диспансерного отделения НПБ и увидела объявление, что нужна медсестра. Пришла. Приняли ее здесь очень тепло. Так и осталась до сих пор. Поработала практически на всех сестринских должностях. С 1999 года — старшая сестра отделения.
«Коллектив у нас замечательный, дружный, все за одного, но здесь и нельзя иначе. Услышишь шум какой-то – сразу выскакиваешь из кабинета: вдруг пациент возбудился? Если так и есть, то только всем вместе может быть под силу его уговорить или препроводить. Но чтобы все было тихо, спокойно, без эксцессов. Общаться с нашими больными очень тяжело, они ведь часто несут всякую ерунду, как дети. Чтобы всем было хорошо, где-то нужно промолчать, где-то правильно ответить. Все свои эмоции требуется держать в кулаке, иметь огромное терпение. Работы у нас много, много писанины. Наше отделение не только проводит лечебные мероприятия, но и решает социальные вопросы. Девчата ходят домой к нашим больным. Если он одинок, выясняют, правильно ли он получает пенсию, проверяют коммунальные книжки, чтобы не было задолженности, помогают собирать все справки, оформлять субсидии. Наши пациенты – особый контингент. Очень часто либо одни живут, либо в неблагополучных семьях. Им особенно нужны помощь и забота. В чем-то они как дети, беспомощные, обидчивые, иногда вдруг агрессивные. Кто недееспособен – даже пенсию сам не может получить. За всем надо следить и контролировать. Большинство мы знаем по много лет, у психохроников ведь редко бывают выздоровления, только временные улучшения. Вот они и ходят к нам, как к родным, цветы приносят, улыбаются, а потом вдруг срыв – забывают кто мы такие, набрасываются и надо уметь успокоить, отвлечь, пока приедет «скорая». Как пролечат в больнице – опять спокойные, благодарят, улыбаются. Иногда такие байки приходится рассказывать, отвлекая! Это все-таки опасная работа. Не зря здесь отпуск 63 дня и на пенсию выходят на 5 лет раньше. Когда к нам приходят молодые медсестры, отсев происходит быстро. Либо сами увольняются в течение месяца, либо уж остаются надолго. Нареканий к тем, кто остался, обычно не бывает. Основные требования в нашей работе: ответственность, добросовестность и терпение. Я всегда говорю молодым: «В первую очередь представьте, что такой ужас может произойти в вашей семье! Жалейте их!»
Старшая сестра – это особая ответственность. Чтобы обеспечить нормальный прием, она должна ювелирно точно работать с персоналом, учитывать пожелания врачей, организовывать график, согласовывать подмены, отпуска. Необходимо быть мастером практической психологии. За многолетний добросовестный труд Наталья Васильевна Делова награждена несколькими почетными грамотами.

Юлия Николаевна Веретенова – старожил диспансерного отделения. Она работает здесь с 1977 года, скоро отметит тридцатилетний юбилей.
А всего в медицине с 1962 года. Начинала после медучилища фельдшером на здравпункте фабрики. Отработала два года на севере фельдшером-акушеркой в родильном доме. Приехала в Новочеркасск в 1965 году и работала медсестрой в инфекционной больнице. В диспансерное отделение НПБ перешла по житейским соображениям. Тут и зарплата повыше и отпуск большой.
«Особенностей здесь, в психиатрии, очень много. У больных складываются такие ситуации, что они беспомощны, как дети. Незащищенные, «оголенные», ранимые. Нельзя давать пациенту почувствовать, что ты говоришь с ним, как с больным. Беседуешь всегда спокойно, на равных, но никогда не забываешь, что это психически нездоровый человек. Они многие вещи понимают совсем не так, как здоровые. Им необходима помощь, чтобы они смогли как-то реализовать себя. Ну, приболел человек, надо подлечиться. Потихоньку подталкиваем его к правильному решению. Ни в коем случае нельзя над ними шутить, реакция пациента может быть очень острой. Они привязываются к персоналу, хорошо всех нас знают, очень редко бывает грубость с их стороны. Тем более, мы стараемся не давать повода к обидам своим подчеркнуто уважительным отношением».
Трудно ли стать медсестрой в психиатрии? «Если человек сразу не уходит, понимая, что здесь не его место, то остается уже навсегда. А кто остался, тот в лепешку расшибется, чтобы у больного все было хорошо! Молодые сестры тоже перенимают этот порядок. Не нагрубит, не обидит, если нужно, пожертвует своим личным временем. Да, в психиатрии может работать не каждый. Психиатрия – это последняя инстанция, куда человек обращается. Если здесь обидят, нагрубят, ему дальше идти некуда. Жалоб у нас за все время моей работы не было никогда, все ситуации «разруливаются» мирным путем.
Когда я работала фельдшером, там было больше свободы, инициативы, сразу были видны результаты моих решений. А здесь главная заслуга – когда больные подолгу держатся, не попадают в больницу. Результат не очевидный и не быстрый, но тем ценнее, когда происходит улучшение, люди создают семьи, заводят детей, живут счастливо. Это самая большая награда, ведь в этом есть и часть твоей заслуги.
Самое главное для медсестры – это милосердие. Если сестра не пожалеет больного, этого не заменит никакой профессионализм. Как она была, так и осталась сестра милосердия».

Фото автора
row['name']