Сегодня:

В ГОСТЯХ У ЭЛЕКТРОДЧИКОВ

Всякий раз, когда Валерий Елагин, заведующий отделом спорта молодежной областной газеты «Комсомолец», звонил в Новочеркасск, он всегда передавал горячий привет работникам «Знамени коммуны». «В городской газете казачьей столицы, — с гордостью говорил он, — истоптал не одни туфли мой отец-фотокоррекспондент». Да и сам Валерий Викторович начинал свою журналистскую деятельность в нашем городе. Передавая привет, он в числе других непременно называл Василия Андреевича Кононенко.
Читатели старшего поколения хорошо помнят это имя. Кононенко подписывал свои статьи, критические заметки и информации не только своей фамилией, но и псевдонимами — Корсун и Круча. С ними связаны были его воспоминания об Украине, где прошли детство и юность, откуда ушел на фронт.
Василий Кононенко писал на самые различные темы, всегда был предельно дотошен, глубоко «копался» в фактах и, когда находил виновного, критиковал, не взирая на лица. Тему спорта он присоединил к своим вопросам добровольно, любил информировать горожан обо всем, что происходило в этом плане в городе.
Однажды его, спортивного обозревателя, подправили. Случилось это в 1962 году. Василий Андреевич подготовил заметку о соревнованиях стрелков и назвал ее «Пули летят в цель». Вызвал редактор:
— Василий Андреевич, может быть, еще немножко подумаете над заголовком?
— Почему так? Зачем надо изменять?
— Видите ли, еще не улеглись страсти вокруг известного Вам события, возможно, кто-то воспримет Ваш заголовок по-своему. Подумайте, пожалуйста.
Вскипел, а потом согласился. Изменил заголовок, поставил другой…
Солидный опыт помогал ему в нелегкой работе. Оперативности, достоверности, непримиримости учил он и нас, недавно включившихся в газетную круговерть. Это только со стороны может показаться сладостным наше бытие. На самом же деле тебе вручено очень грозное оружие — Слово. Оно может вылечить, а может и погубить, относиться к нему нужно очень осторожно. Груз ответственности давит постоянно. Иной раз даже кажется, что сил больше нет. Тут-то и приходит на помощь старший товарищ.
А еще Василий Андреевич Кононенко приобщал нас к контакту с рабочими коллективами.
Отправились мы как-то на Электродный завод: на встречу с читателями. Нас было трое. За главного — Василий Андреевич. Партком предприятия приплюсовал к нашей группе Ирину Георгиевну Зонн. Энергичная, компетентная женщина повела в выбранный нами цех. Разговор завязался откровенный. Вел его Василий Андреевич Кононенко. Он терпеливо выслушивал замечания в адрес редакции, объяснял людям цели и задачи прессы. Без него могла завязаться перепалка. Тем более — предприятие сложное, в экологическом отношении, конечно же, не подарок городу.
В заводской столовой ели горячий борщ, «отходили» от беседы. А те вопросы, которые подняли в цехе рабочие, мы всегда держали в поле своего зрения, нет-нет и возвращались к ним в своих публикациях.

НЕ ПУСКАЙТЕ СТРИЖАКОВА НА СЦЕНУ…

И двух часов не было в редакции тихо, как в соседнем кабинете, слышится, раздался смех Лифанова. Стало быть, Володя уже где-то побывал и что-то «выдал на гора», то есть написал колючую миниатюру или фельетон.
Он всегда так: напишет и скорее по отделам, читать. Смотрите, мол, как я лихо того или иного пройдоху разделал. Под его едкое перо попадали и прогульщики, и бездельники, и зазнайки, и выдававшие себя за героев, фронтовиков, и нерадивые чиновники, и расхитители, и другие, кто мешал горожанам жить и успешно идти к «светлому будущему».
Лифановский «Колчан» (он придумал этот сатирический выпуск) выходил на страницах «Знамени коммуны» ежесубботно и разил устами Владимира Ивановича и других сотрудников газеты всех, кто попал, провинившись, в поле зрения корреспондентов городского органа печати. Читатели быстро заметили «Колчан», полюбили его и «засыпали» редакцию своими сообщениями.
В.И. Лифанов был корреспондентом, заведующим отделом промышленности и транспорта, редактором. Он сменил в самом ответственном кресле В.И. Белохонова. А тот знал, кого на свое место посадить, чтобы газета не потеряла своего «лица» и оставалась «колючей».
Заходит, значит, в отдел и потрясает исписанными листками:
— Послушайте, еще горяченький фельетончик! Мм-ммм! Пальчики оближешь!
Ищет глазами: где бы пристроиться. Знаете, когда как присаживаются, стоя, на краешек стола? Так и он, чьи-нибудь бумаги сдвинет и пристроится. Начинает читать и, опережая текст, заливается смехом.
— Ну, а дальше что, что дальше? — спрашивают у него.
— Дальше вообще умора! А заголовок-то, а? «Не пущайте Стрижакова на сцену!»
Публикуя какой-то очерк о гражданской войне, редакция упомянула и имя ветерана Стрижакова. Оказалось — не ветеран он! А выступает с воспоминаниями, причисляя себя к подпольщикам. Лифанов — тут как тут. Побывал, где надо, покопался и обличил человека, хватившего через край.
Ему, Лифанову, доставалось. Критика никому не нравится. Чуть не то слово «ввернул» — получай. Но он не сдавался. Становился только точнее и утонченнее. А смеялся по-прежнему: зажигательно, громко. Мы даже завидовали и укоряли: хвастунишка, ну и хорошо, что умеешь, другие же напишут и молчат.
Он и пел хорошо, даже мастерски. Опять же с некоторым хвастовством, как нам казалось. Особенно, если «сбросимся» и купим «Кальвадос». Арии из опер, что-нибудь из оперетт, «Вдоль по улице метелица метет» и так далее.
Идем как-то из офицерской столовой — там обедали. И путь-то в два шага, а анекдот расскажет. И сегодня:
«- Поссорились однажды муж и жена. Мужик, чтобы не попало, залез под кровать. Жена ему:
— Сейчас же вылазь!
— Бить будешь…
— Вылазь!
— Кто у нас хозяин? Я! Сказал, не вылезу и точка! Хоть убей».
— Это нас всех, женатиков, касается. Вот Лева Говорухин как шел спокойненько, так и идет, он — холостяк. Правильно я говорю, Лева? Вот, видите! — Рассказал и закатился смехом.