23 апреля Всемирный день книг и авторского права
Книга великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться.
А.Блок
Можно ли без ощущения трагической утраты представить мир, лишенный печатной буквы? Вероятно, эта утрата была бы на уровне исчезновения электричества, ибо потерян был бы ценнейший механизм в передаче знаний, культур, чувств, а мир погрузился бы в пучину темноты и нравственного застоя.
Я и не могу представить свою жизнь без книг. Для меня книга, будь то томик Чехова или учебник по математике — это всегда нечто особенное, дающее повод, источник для размышлений и сам ответ на них. Технический прогресс неумолимо летит вперед: все больше новое поколение заменяет книгу экранизацией произведения или чтением ее электронного аналога. Но электронный или какой иной вариант никогда не сможет передать всю ту остроту ощущений, которую дарит книга материальная… Может быть, это прозвучит слишком наивно, но Настоящая книга, для меня, дарит иллюзию общения с самим автором, в отличие от электронного варианта, который представляется бездушным, холодным цифровым аналогом. И пусть я знаю, что эта книга, как и многие ее сестры-близнецы, «сошла с конвейера»… ощущение-то остается…
И что может быть теплее и уютнее, нежели уединение с книгой: ты остаешься один дома, удобно примостившись в кресле и…время летит незаметно, так же, как и незаметно доходишь до последней страницы. А ощущение того, что ты только что прочел, может быть совершенно разным: либо сладостное удовлетворение, либо порыв – желание поделиться с кем-то, но все равно это непередаваемое удовольствие. Союз Тебя и Книги.
Сейчас дефицита книг в магазинах мы не испытываем, испытываем, иногда раздражение, увидев на полке, например, «Войну и мир» в кратком изложении с комментариями». Причем это тенденция, когда принцип «краткого изложения» (а то и не изложения, а домыслов того, кто перекладывает полноценный текст в прокрустово ложе «жвачного» формата) реализуется в самых разных вещах, начиная культурой, заканчивая бытом (всяческие инструкции для «Чайников»). И не обидно, что тебя так назвали? Ведь среди пестроты книжных прилавков порой чувствуешь себя, как в сказке «Волк и семеро козлят» (причем «козлят» — глагол).
Но такова сегодняшняя жизнь, и посему порой общаешься с человеком и понимаешь, что он, дай бог, в кратком изложении на 10 страницах читал “Войну и мир” и, возможно, знает, что серебряный век называется так, «кажись», не потому ли, что заработала в России серебродобывающая промышленность, а Маяковский — это такой мужик, который писал непонятные стихи, но иногда было весело, ибо матом. И с ужасом слышишь, как собеседник кичится: «Вообще книг не читаю, мне не нравится!! Эйзенштейн — ученый такой был, да??» К сожалению, это чаще исходит от молодых людей, тех самых, которые в ногу с техническим прогрессом.
Конечно, я не питаю иллюзий, что молодой человек возьмет в руки газету для ознакомления с программой TV, покраснеет и побежит искать томик Пушкина или, не дай бог, какого-либо Толстого. Нет, но уж очень хочется, чтобы и поколение, идущее за нами, владело печатным словом, и чтобы чтение книг было для них не только приятным досугом, а бензином, без которого повозка жизни не хочет ехать.