Сегодня:

Крытый двор

А сердце в тоскливом ритме
Стучит и стучит в груди.
Тебя вспоминаем, Крытый,
Тебя, НПИ!
Из песни выпускников

Крытый двор главного корпуса ЮРГТУ (НПИ) является замечательной находкой архитектора Бронислава Рогуйского. Он представляет собой грандиозный атриум с мозаичным полом, трехъярусными обходными галереями, стеклянным потолком и объемом почти 25 тысяч кубических метров! Известно, что главный корпус ДПИ достраивали в 1924-30 гг. при участии работавших в институте инженеров-архитекторов С.И. Болдырева и Н.Я. Лангвагена. По чертежам последнего, как выяснила краевед К.Л. Ушакова (см. «Знамя коммуны» от 8.06.1994), выполнены мозаичные полы и подвесной стеклянный потолок Крытого двора.
Много памятных мероприятий прошло в стенах Крытого. Два из них пришлись на время нашей учебы в НПИ.
Март 1953-го года начался тревожными сообщениями о состоянии здоровья И.В. Сталина, а 5-го «советский народ остался без своего гениального вождя и учителя». В Крытом дворе под большой картиной, изображавшей идущих по парадной лестнице членов Политбюро ЦК КПСС во главе со Сталиным, повесили его большой портрет в траурном обрамлении. По сторонам от портрета два флага с черными лентами, а ниже лист календаря (5 марта 1953 года) и часы со стрелками, замершими в 9 часов 50 минут (вечера). Под портретом — цветы и почетный караул из двух человек. Самых достойных, разумеется. У меня сохранилась фотография, на которой в паре с кем-то в карауле стоит представитель нашего факультета Николай Пивоваров (он справа).
Нечто подобное происходило во всех организациях города. По-особому был оформлен центр здания Горкома КПСС и горисполкома (Атаманский дворец). Над скульптурой Сталина (она стояла перед балконом по центру здания) к ограждению балкона прикрепили большой портрет, а от поручня ограждения слева и справа от портрета спускались до земли красные полотнища с черным окаймлением. Их концы, как и подножие пьедестала, утопали в цветах. В почетном карауле здесь стояло по четыре человека.
На траурный митинг в Крытый пришло людей значительно больше, чем он мог вместить. Конечно, смерть Сталина советские люди приняли по-разному, но преобладали искренняя скорбь и растерянность: «Что теперь будет…», «Как мы будем без НЕГО?» А по радио и в печати продолжали славить усопшего вождя. Вот характерные заголовки газетно-журнальных статей за март-апрель 1953 года: «Сталин — организатор побед социализма», «Творец Конституции СССС», «Гениальный стратег и полководец», «Знаменосец мира», «Мудрый преобразователь природы», «Корифей науки» и т.д. и т.п.
Президент Академии наук СССР А.Н. Несмеянов говорил в те дни: «Мы будем еще глубже изучать труды товарища Сталина, следовать его указаниям, выполнять его заветы». И мы продолжали изучать «бессмертные труды величайшего из гениев*)» «Экономические проблемы социализма в СССР» и, конечно, его последнюю речь на XIX съезде КПСС.
Тридцатилетнее правление Сталина, культ его личности сказывались на всем. Даже на внешнем облике людей. На фотографии нашего выпуска у большинства мужчин, кроме лысых, сталинская прическа (так называемая «политика»), а у некоторых и усы как у вождя. Наш сокурсник Шота Микаберидзе был вылитый молодой Коба, а декан, слегка подгримированный, мог бы сыграть роль пожилого вождя. Вот только лоб у Константина Аристидовича был значительно выше, чем у Иосифа Виссарионовича.
Эта фотография интересна еще и тем, что изображенные на ней сорок выпускников наглядно представляют многонациональный состав населения бывшего СССР. Преобладают, конечно, русские, но рядом с ними украинцы, белорусы, молдаване, грузины, евреи, а также армянин и осетин. Я не уверен, что перечислил все национальности, да это и не важно. На наши взаимоотношения национальность человека никак не влияла: помогали друг другу, радовались успеху, переживали неудачи товарищей по группе, дружно выходили на общественные работы, дружно голосовали за представителей блока коммунистов и беспартийных.
В феврале 1954 года коллектив Новочеркасского электровозостроительного завода им. Буденного выдвинул кандидатами в депутаты Совета национальностей Верховного Совета СССР Г.М. Маленкова, В.М. Молотова и М.А. Шолохова. Перед выборами Михаил Александрович остался единственным кандидатом по нашему округу (высокие представители отдали предпочтение другим округам). 2 марта он приехал в Новочеркасск для встречи со своими избирателями. Встреча проходила в Крытом дворе. Его 900 квадратных метров и галереи не смогли вместить всех желающих повидаться с автором невероятно популярных в то время романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина». Предвыборное собрание вел преподаватель Новочеркасского суворовского военного училища, автор повести «Алые погоны» Борис Васильевич Изюмский. После выступления доверенных лиц кандидата и оглашения наказов избирателей (их зачитал преподаватель кафедры истории, популярный в городе лектор-международник Николай Александрович Макаров) слово предоставили Шолохову. Присутствующие буквально оглушили писателя громом аплодисментов. Он встал и жестом попросил тишины. В свои неполные 49 лет Михаил Александрович был черноволосым, черноусым и выглядел бравым казаком. Его ответная речь была короткой. Поблагодарив за оказанное доверие, писатель сообщил, что завершает работу над второй книгой «Поднятой целины» и одновременно продолжает писать роман «Они сражались за Родину». И закончил свое выступление словами: «Мне хотелось бы создать такие произведения, которые не забывались быстро, оказали бы помощь строителям коммунизма». Под бурные аплодисменты, окруженный руководящими товарищами, Шолохов покинул Крытый двор. На выборах, которые состоялись 14 марта 1954 года, за Шолохова проголосовало 99,7 процентов избирателей. Тогда это было обычным результатом.
В 1960-х годах Крытый двор превратили в зал внеаудиторных занятий и самоподготовки. Он был заставлен учебными столами, кульманами и т.п. Витала даже дикая идея перекрыть его на уровне второго этажа, чтобы получить дополнительную учебную площадь.
Обстановка, царившая в Крытом в те годы хорошо показана в стихотворении Владимира Шварца «До свидания, Крытый» (1965 г.):
…Крытый — не раскрашенный флажками,
будничный, гудящий, деловой:
на столах конспекты с пирожками,
рядом кто-то пишет курсовой.
Кто читает, кто смеется звонко,
Кто сосредоточенно жует…
Хорошо, что так Крытый использовался недолго.
В 1990 году по инициативе группы энтузиастов (в их числе была и нынешний главный редактор «Частной лавочки» а тогда редактор институтской многотиражки «Кадры индустрии» Елена Тарасова (Надтока) начал издаваться художественно-публицистический журнал «Крытый двор». Второй номер журнала полностью посвятили трагическим событиям, происшедшим в Новочеркасске в июне 1962 года. На этом «Крытый двор» прекратил свое существование (хотя планировалось выпускать шесть номеров в год), а Тарасова перестала быть редактором институтской газеты, т.к. ушла работаь в начавшие выходить «Новочеркасские ведомости».
Крытый двор… Он и сегодня удивляет своими размерами и радует строгой красотой. Здесь проходят грандиозные выставки и концерты; здесь выпускники школ в начале каждого лета решают «Кем стать?»; здесь проводятся традиционные посвящения в студенты и выпускные балы.
У нас не было выпускного бала, но прощались мы в Крытом дворе. За прошедшие с тех пор десятилетия приходилось бывать в разных больших залах, но внушительней Крытого видеть не довелось…

(Окончание следует).