Сегодня:

Здесь жил художник

Оказывается, есть отличное средство, гораздо лучше машины времени, для того, чтобы погрузиться в атмосферу былых времен и почувствовать себя на пару-тройку веков моложе и энергичнее. Хотите, открою вам секрет? Достаточно побывать в чарующем местечке, где и без колдовства эффект грандиозный, а результат не заставит себя ждать.
Именно таким является мемориальный Дом-музей художника Ивана Ивановича Крылова. Это место, где хорошо уживается настоящее и прошлое, великое и обычное, а аура доброты и шлейф приятных впечатлений обязательно потянется за каждым, воспользовавшимся возможностью быть ближе к искусству.
Всем известно, что вещи впитывают энергию, а преумножается она прямо пропорционально числу их ценителей. Продолжая математические подсчеты, можно без проблем предположить, какой мощью обладает музей Крылова: заряд энергии хозяина плюс его сплоченная семья плюс преданные поклонники и почитатели, и умножить на количество посетителей… Благодаря тому, что почти вся обстановка тех времен и около 80% предметов быта и интерьера, «знавших» Ивана Ивановича, остались по сей день, жилище будто и сейчас обитаемо.
Сам Крылов при жизни был человеком целеустремленным и увлекающимся. Казак, и этим все сказано. Родился он в декабре 1861 года в 70 верстах от Новочеркасска, в станице Елизаветинской. Его семья жила в нужде и детского тяготения к рисованию не одобряла. Видимо, поэтому по достижении сыном 11-ти лет родители решили отправить его в Новочеркасск для обучения в Платовской мужской гимназии. Первое время помогали чем могли и растили двух младших братьев Андрея и Александра. Крылов учился, но хотел поступить в Петербург, в Академию художеств. Настойчиво прорываясь к цели, он подрабатывал у толстосумов и, накопив 50 рублей, двинулся в путь. В Петербурге, преодолев еще одно препятствие в виде трехмесячных занятий в школе рисования, Крылов в 1879 году воплотил мечту в реальность, став студентом. Девять лет он обучался в Академии и закончил ее с тремя серебряными медалями.
С будущей женой Елизаветой Ивановной Крылова познакомили еще в годы студенчества, и все последующие проблемы и радости были у них уже совместными. Пожив в пригороде Питера, они переехали в Москву, где Иван Иванович становится действительным членом Московского общества любителей художеств, наряду с Л.Н. Толстым, И.Е. Репиным, В.М. Васнецовым, В.И. Суриковым. Позже, вернувшись на Дон, он успевает пожить как на своей родине, так и в станице Аксайской, и только после этого вновь приезжает в Новочеркасск.
Дом, в котором сейчас находится музей, был куплен в кредит у бывшего хозяина — священника. Постройка эта относится к последней четверти 19-го столетия. К моменту ее приобретения и новоселья Крылов стал уже обеспеченным человеком и признанным художником. Рядом с ним всегда находилась жена, а позже и приемная дочь Лина Ивановна (1899 года рождения), которая с годовалого возраста росла в этой семье.
Увлечение живописью и упорство не позволяли Крылову стоять на месте. Выстроив неподалеку от дома мастерскую, он создавал свои произведения, увлекался фотографией и виноделием, играл на гитаре и мандолине, выращивал виноград и табак. И все, что бы он ни начинал, делал тщательно, доводил до конца и расписывал в дневнике. Он долго надеялся обзавестись большой вешалкой — на всех, кто был вхож в его дом. Но так и не найдя подходящей в продаже, смастерил ее своими руками, сумев сделать так, что она готова принять одежду и по сей день.
Человек невысокого роста и мягкий по натуре, он многого добился в жизни. Его картины «Лед на Неве» и «Зима» получили премию Куинджи, а «Степь ковыльная» была премирована Академией художеств и отправлена на международную выставку в Париж.
Доброжелательность и общительность всегда располагают людей. Именно по этой причине Крылова часто посещали Куприн, Серафимович, Греков, Тренев, Собинов, Дубовской, Эрденко, а в 1903 году у него в гостях побывал Шаляпин.
Прожив долго и плодотворно свой век, Иван Иванович умер в 1936 году. В пятидесятые годы на дом была прикреплена мемориальная доска, а улицу переименовали из Сенной в Крылова. А через двадцать лет чуть не произошло непоправимое. В 1977 году, освобождая площадь для новых построек, снесли мастерскую художника. Такая же участь могла постичь и дом. Но Лина Ивановна сумела отстоять права на здание музея. Только после этого решением исполкома было позволено отдать в будущем часть первого этажа в пятиэтажке, возводимой на месте мастерской, под выставочный зал, в придачу к домику Крылова.
В июне 1979 года открылся уютный Дом-музей, а затем и выставочный зал, состоящий из двух комнат. Первую из них занимает постоянная экспозиция картин знаменитого хозяина. Среди демонстрируемых работ есть вариант «Степи ковыльной» с легкой, пушистой и серебристой текстурой.
Созерцать некоторые из шедевров Крылова можно и в других коллекциях. Около тысячи полотен были переданы по завещанию в городские музеи, так как автор очень любил родные края. На территории области и даже бывшего Советского Союза тоже есть работы, проданные в свое время художником и его семьей. Но только в Новочеркасске, а именно в малом выставочном зале, продолжая традицию «Крыловских пятниц», встречается сегодняшняя богема и все желающие послушать романсы, классику, народное пение, поэтические произведения и разные истории интересных людей. Проходят вечера теперь не по пятницам, а в последнее воскресенье месяца, в два часа дня (издержки нашего времени).
К сожалению, внуков и других близких родственников у художника не осталось. О его потомках известно лишь то, что где-то во Франции живет двоюродная племянница по линии матери, тоже художница. Она до сей поры в гости не заезжала, а вот группы с экскурсиями по нашему городу как из Франции, так и из Германии и Финляндии на огонек заглядывали.
Во второй, большей, комнате выставочного зала на обозрение желающих предлагают различные художественные и тематические выставки. Каждый год там можно посмотреть работы городского Клуба художников. А с 6 по 24 марта проходил смотр работ члена этого клуба Валерьяна Тихоновича Лазаренко. Это не первая его персональная выставка. Подготовлена она к 65-летнему юбилею и 46-летию его творческой деятельности.
Свой художественный и преподавательский путь Лазаренко начал на родине — в Сухуми, столице республики Абхазия, а с 1973 года продолжает его в нашем городе. На принятие этого решения немалое влияние оказала жена Валерьяна Тихоновича Людмила Павловна Процикова, уроженка Новочеркасска. Со своей второй половиной Лазаренко встретился еще на учебе в Карачаевском педагогическом институте. Их творческий союз начался сразу после совместного окончания художественно-графического факультета, а распался лишь в 2002 году в связи с ранней кончиной Людмилы Павловны.
Продолжая жить в Новочеркасске и полюбив здешние натуры, Валерьян Тихонович часто выходит на пленэр с группой художников «Мишкинские бугры».
На выставке представлены как ранние работы мастера, так и одна из последних. Вариация картин, тщательно подобранная самим автором, включает в себя рыбацкие мотивы, сухумские знойные и, на мой взгляд, суровые пейзажи, красочные натюрморты, производственную тематику, мягкие женские портреты и местные зарисовки. Но это лишь малая часть его работ. Автор целеустремленно, дабы не разбивать зрительный ряд, представил лишь масляные полотна. Свою акварель, пастель и гобелены он выставлял и выставит еще не раз. Так как прекращать свою деятельность и останавливаться на достигнутом Лазаренко, конечно, не намерен. Без своего хобби и работы по совместительству он жизни не видит и считает свои картины почти детьми.
Валерьян Тихонович, как и каждый художник, который не от слова «худо», четко понимает, что главное — вовремя сбросить с себя венец славы, адекватно работать над ошибками и совершенствовать технику. Вот он и старается оттачивать свое умение, чего и другим желает. Ведь всем известно, что научить чему-либо можно даже обезьяну. Но человек, рассчитывающий создать что-то необыкновенное, должен прочувствовать свое детище, вложить эмоции, показать настроение, и лишь тогда картину будут смотреть и обсуждать. Работая педагогом в детской художественной школе, Лазаренко выпустил не одно поколение потенциальных последователей. Но среди подающих надежды хороших результатов добилась далеко не все…
У каждого умельца есть свои творческие особенности. Например, в преддверии написания портрета Лазаренко обязательно готовится — делает пейзажные зарисови, подбирая тона. Хотя Валерьян Тихонович человек немного замкнутый, все же рассказывает об увлечении всей своей жизни с блеском в глазах. Тогда становится ясно, что ему уготована судьбой именно эта дорога, а первые шаги по ней художник сделал в трехлетнем возрасте. Тогда, в тяжелые военные годы, купленные мамой на барахолке огрызки карандашей казались ему, маленькому и неискушенному, необыкновенным подарком и предопределили его дальнейшую судьбу. Теперь на дни рождения он часто получает и дарит сам художественные принадлежности — так принято в среде «Мишкинских бугров».
Эта группа единомышленников включает в себя как профессиональных художников, так и любителей, но всех их объединяет творческое начало. Показ работ одного из них, Есаулова, открылся 27 марта. А с 24 апреля здесь же будет проходить выставка китайского прикладного искусства, прямиком из Ростова. Есть на что посмотреть. И я вам скажу, все это заслуживает вашего драгоценного внимания. Чаще посещая такое заведение, становишься спокойнее и уравновешеннее. Это, в свою очередь, помогает расслабиться и сосредоточиться, тем более цены не кусаются. Может быть, со временем люди догадаются, что в нашем городе существуют не только кафе, бильярдные и магазины. А земляка-художника Крылова наконец-то перестанут путать со знаменитым тезкой баснописцем.
Уповая на то, что уже в недалеком будущем красота души спасет Мир, я с улыбкой читаю в книге отзывов выставочного зала выведенные детской рукой искренние слова: «Лазаренко классно рисует»…